Уроки расследования об отравителях Навального: государство может быть страшным, но оно не может быть нелепым

Уроки расследования об отравителях Навального: государство может быть страшным, но оно не может быть нелепым

Уроки расследования об отравителях Навального: государство может быть страшным, но оно не может быть нелепым

17 декабря 2020 г.

Михаил Журенков

Уроки расследования Bellingcat, Insider и Der Spiegel об отравителях Навального: государство может быть страшным, но оно не может быть нелепым.

Юлия Латынина на страницах «Новой газеты» размышляет о том, что убийство государственные люди России совершают так же, как делают ракеты: максимально неэффективно.

 qhiddtidetidezkmpАлексей Навальный. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

— Eto vasha komanda otravila Navalny? — спросила корреспондентка CNN Олега Таякина, которого совместное расследование Bellingcat, ФБК, «Инсайдера», «Шпигеля» и CNN назвало сотрудником ФСБ и координатором команды отравителей.

Дело было в подъезде обыкновенной панельки. Ошалевший Таякин захлопнул дверь.

Могли ли мы себе представить, что узнаем это и другие имена прямо сейчас, до всякой несбыточной Гааги, и сразу после того, как президент Путин объяснил членам СПЧ, что никак невозможно расследовать дело об отравлении Навального при отсутствии «биологических материалов», которые Запад коварно не предоставляет (как будто в Омске этих материалов не брали)!

Леваки и Сноудены всех мастей прожужжали нам уши про Цифрового Большого Брата, про ужасный цифровой мир, где Государство Будет За Всеми Нами Следить. Но в расследовании блистательного Кристо Грозева (а именно он и есть движущая сила Bellingcat), так же как и в предыдущем расследовании Bellingcat про «Боинг», и в расследовании центра «Досье» Ходорковского про убийство журналистов в ЦАР, мы видим ровно обратное.

Благодаря цифровой революции возможность расследовать преступления получает общество, а не государство. Что лет 10–20 назад было невозможно.

И отдельный бонус — они были бы невозможны без закона Яровой и российских торговцев Big Data в погонах.

Все оказалось элементарно.

Команда отравителей Навального из числа сотрудников российских спецслужб. Кадр из расследования Bellingcat, Insider, Spiegel и CNN

Маршрут Навального в той злополучной августовской поездке выглядел довольно необычно. Навальный улетал из Москвы в Новосибирск, а прилетал обратно из Томска. Грозев пробил по базам данных (свободно продаются в интернете), нет ли еще каких пассажиров, кроме сотрудников ФБК, которые примерно в те же даты летели по тому же маршруту. И нашел сразу троих: неких Паняева, Спиридонова и Фролова.

Следующий шаг — введение имени Паняева в телеграм-бот — показал, что, в записных книжках других людей он записан как «Паняев ФСБ».

Пробивка Паняева по базам данных (опять-таки легко продающимся в интернете) показала, что прописан «Паняев ФСБ» по адресу штаб-квартиры ФСБ, а до этого он был прописан в доме, где живет Навальный.

То есть этот «Паняев ФСБ» полетел в Новосибирск под своей фамилией. Правда, остальные двое — Фролов и Спиридонов — летели все-таки под псевдонимами. Но вычислить и их оказалось несложно, потому что эти трое и еще парочка их коллег — то под настоящими фамилиями, то под липовыми — многократно сопровождали Навального в поездках, причем только в тех случаях, когда он летал с ночевкой.

Траспортировка Алексея Навального из самолета, где он почувствовал себя плохо и впал в кому, до реанимации. Фото: Getty

В 2017 году каждый раз, когда Навальный куда-то вылетал и останавливался в отеле, Паняев, или Александров (он же Фролов), или Спиридонов (он же Осипов), или некто Швец, или некто Кривощеков, летели в этот же город на сутки раньше или другим рейсом.

Александров (он же Фролов) даже умудрился дважды включить свой личный телефон: один раз в Томске, другой в Новосибирске. Оба раза — недалеко от отеля, в котором остановился Навальный.

Однако эти поездки продолжались не все три года. Они имели место быть в 2017 году и прекратились после того, как Навального сняли с выборов, а возобновились в 2020-м.

В начале июля Паняев и Ко съездили вместе с Навальными в Калининград, и там внезапно и необъяснимо почувствовала себя плохо Юлия Навальная. А потом, в августе, в Новосибирск — Томск — Омск. Результат публике известен.

Я думаю, первый вопрос у частного «специалиста», который все это увидит, или у следака, который знаком с modus operandi частных киллеров, будет: «ЧТО?! Бред! Не может быть! Что это за операция, которую поручили провести в 2017-м и которая ничем не закончилась, несмотря на то что исполнители съездили с объектом в 15 городов! Почему не сменили команду? Да это, наверное, простая наружка…»

Вряд ли это «наружка».

Потому что, во-первых, Паняев и его коллеги имели медицинское или химическое образование, что странно для «наружки», а во-вторых — и самое главное, — и Паняев, и Швец, и Осипов, и Кривощеков, и Александров, согласно данным Bellingcat, находились на связи со Станиславом Макшаковым из Института криминалистики ФСБ. Макшаков — ученый-химик, выходец из лаборатории Шихан, где разрабатывались «Новички». Он, в свою очередь, находился на связи с Жировым, начальником центра «Сигнал», в который опять же переместились многие ученые из Шихан и который уже фигурировал в расследованиях Bellingcat про отравление Скрипалей, а также — с директором Института криминалистики ФСБ генералом Васильевым и директором Центра специальной техники, в который входит Институт криминалистики, генералом Богдановым.

Более того. И калининградская поездка, в которой пострадала Юлия Навальная, и томская сопровождались взрывом телефонной активности фигурантов расследования, которые принимались звонить друг другу. А генерал Богданов даже потом поехал в Калининград!

Мы даже можем вычислить (предположительно) по звонкам, когда отравили Навального.

Юлия и Алексей Навальный. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

В 11 вечера он сидит в баре гостиницы, заказывает коктейль, но тот оказывается таким невкусным, что Навальный отпивает всего пару глотков и оставляет бокал на столе. Навальный уходит спать, и после этого начинается бешеная телефонная активность: Таякин в Москве получает звонок от Кривощекова и начинает строчить через мессенджеры и разговаривать с Макшаковым.

Так или иначе, вся эта история подтверждает известную максиму: любая госкорпорация стремится к максимальной неэффективности, по сравнению с частником, потому что задача частника — сделать дело и получить прибыль. А задача госкорпорации — сидеть на потоке и умножать сущности. Вот в случае с Навальным они явно умножали сущности.

Как это объяснить: летали-летали, а дело не сделали? Вариантов три. Либо заказчик никогда не наказывает исполнителей за непрофессионализм. Либо это был не заказ, а распоряжение типа «вы там все подготовьте». И они все подготовили, но ждали отмашки, которой все не было. И наконец, вариант третий. Это была в некотором роде инициатива снизу. То есть офицеры пришли к начальнику и сказали: «А вот тут у нас есть план» — и не получили ни да, ни нет, как это часто бывает у начальника, а какое-то такое хмыканье, на основе которого решили развернуть кипучую деятельность, но все не осмеливались приступить к исполнению без прямого приказа.

Убийство государственные люди совершают так же, как делают ракеты: максимально неэффективно.

Со Скрипалями попались, видимо, потому что не знали, что вместе со Скрипалем будет его дочка. С Навальным в Калининграде промахнулись и вместо этого траванули жену. От такой беспечности дух стынет. Частного «специалиста» за это уволили бы в лучшем случае. Эти — продолжали свою деятельность как ни в чем не бывало.

Все это, конечно, выглядит удручающе. Так же удручающе, как перевод денег на переворот в Черногории через Western Union, с указанием в качестве адреса отправителя штаб-квартиры ГРУ, и квитанция на проезд в такси от той же самой штаб-квартиры до Шереметьево, обнаруженная в кармане шпионов, которых замели в Швейцарии.

«Несчастная страна! Даже повесить как следует не умеют», — сказал декабрист Кондратий Рылеев, сорвавшись с веревки.

Государство может быть страшным, но оно не может быть нелепым. Удар, который наносит это расследование нынешней российской власти, трудно переоценить. И вообще, когда Давид расследует Голиафа, это всегда внушает. Особенно когда Голиаф много раз очень неуклюже объяснял, почему он ничего не может расследовать.


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте