Лесной передел

Лесной передел

Лесной передел

09 июня 2021 г.

Михаил Журенков

Создание госкорпорации по экспорту древесины может сыграть на руку Глебу Франку и Владимиру Евтушенкову

Усиление роли государства в российской экономике всегда имеет конкретных бенефициаров. В 2021 году ужесточение регулирования добралось до одной из самых теневых сфер – до экспорта леса. Совсем скоро у нас в стране появится новая крупная компания, призванная монополизировать вывоз необработанной древесины. Кто из олигархов и как сможет на этом заработать? Мы насчитали не менее двух претендентов.

Летом этого года вывозить лес станет дороже. В мае глава правительства РФ установил новые пошлины на вывоз древесины хвойных пород и дуба с 1 июля, и теперь она составит 10% и не менее 13 и 15 евро за 1 куб. м соответственно. Пошлины именно на эти породы раньше не действовали. Пошлина на бук и ясень теперь будет 10%, но не менее 50 евро за 1 куб. м., при том, что раньше ставка составляла 10 и 12 евро за 1 куб. м соответственно.

Дальше – больше. Владимир Путин еще в сентябре 2020-го дал поручение запретить с 1 января 2022-го вывоз из России необработанной или грубо обработанной древесины.

Все эти меры объясняются заботой о природе и желанием упорядочить лесную промышленность. Не секрет, что незаконная или «полузаконная» вырубка леса является одной из серьезных проблем, которую не раз ставили на вид чиновникам. Лес пилят и увозят в Европу и Китай, не восполняя загубленные лесные посадки. Полицейским и прочим регуляторам зачастую не до лесных чащ, поэтому околокриминальные лесорубы вовсю орудуют в российской глубинке.

И хотя ясно, что криминал находится вовсе не на таможне, а в лесу, в начале всей производственной цепочки. И потому никакие экспортные пошлины не повлияют на сам процесс вырубки. Но чиновники всё равно считают необходимой мерой взять экспорт древесины под полный контроль за счёт создания нового бизнес-субъекта.

На низком старте

С идеей создания новой госкомпании, которая будет обладать эксклюзивным правом на экспорт леса из России, в феврале выступил вице-премьер и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Образование государственной монополии объясняется, во-первых, желанием создать собственную переработку леса, которая представляла бы собой нечто большее, чем просто вывоз необработанного дерева, из которого финны или китайцы делают шкафы и полки. Во-вторых, крупный игрок, поддерживаемый государством, или несколько таких бизнес-субъектов способны усилить позиции России на мировом рынке леса. Если будет создана лесная госмонополия, то она сможет быстро выдавить с рынка небольших частников. Однако она вряд ли качественно изменит ситуацию с самой вырубкой.

В мире наблюдается резкий роста цен на пиломатериалы, в России он выше 25%, а в США достигает 200%. Перед государством появилась перспектива хорошо заработать, и как это бывает, нажиться на этом деле могут приближенные к правящей элите олигархи.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) также предпринимает попытки стать одним из основателей эксклюзивной госкомпании, которая и станет контролировать экспорт необработанного с Дальнего Востока. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики заявляет об этом в своих проектах.

Кто же выиграет от монополизации лесной промышленности? Одним из выгодоприобретателей новых инициатив правительства может стать Глеб Франк – зять миллиардера Геннадия Тимченко и сын Сергея Франка, бывшего министра транспорта РФ и генерального директора «Совкомфлота». Совладелец и член совета директоров нескольких российских компаний: бывший председатель совета директоров компании «Стройтрансгаз», бывший член совета директоров компании «Русская аквакультура», основной владелец и глава совета директоров «Русской Рыбопромышленной компании».

Фактически, зять Тимченко является бенефициаром и совладельцем сорока двух компаний, двадцать шесть из которых зарегистрированы по одному адресу – Владивосток, улица Пушкинская, 87. Из всех этих компаний только три могут похвастать положительными активами, но влиятельный бизнесмен продолжает держаться на плаву.

Сообщается, что господин Франк начал подбираться к самой денежной отрасли Дальнего Востока – лесозаготовкам. В конце прошлого года была зарегистрирована новая компания – ООО «Тайга», которая на сто процентов является собственностью компании Франка ООО «Роквелл капитал». Франк собирается развернуться в лесу на полную катушку. Помимо заготовки древесины он намеревается делать шпон, фанеру, бумагу и картон. Вряд ли Глеб Франк упустит ситуацию из рук и позволит допустить монополизацию лесной промышленности без своего участия.

Эксперты полагают, что интересы зятя Геннадия Тимченко в лесной отрасли могли быть так или иначе связаны с вытеснением экс-губернатора Сергея Левченко из Иркутской области и уголовным преследованием экс-главы Хабаровского края Виктора Ишаева.

Другим реальным потенциальным конкурентам Франка приходится несладко – в июне 2019-го сотрудники ФСБ задержали в аэропорту Шереметьево теперь уже бывшего иркутского министра лесного хозяйства Сергея Шеверду. Чиновник взял внеочередной отпуск, чтобы слетать с семьей в Москву для медицинского обследования ребенка. Он уже собирался возвращаться и ждал посадки на рейс, но вместо этого поехал на допрос. Шеверду обвинили в незаконных вырубках леса на особо охраняемой природной территории, заказнике «Туколонь», где ущерб достиг 750 млн рублей. Вместе с экс-министром на скамье подсудимых оказалось ещё несколько чиновников.

RFP Group и Segezha

На Дальнем Востоке действуют и другие влиятельные бизнесмены, владеющие лесопромышленным бизнесом. Крупнейшей российской компанией данного профиля считается Russian Forest Products Group. Владельцами RFP Group являются миллиардер Роман Абрамович и его партнеры по Evraz Александр Абрамов и Александр Фролов. Дела у них идут не очень хорошо – компания в долгах, и Абрамович с партнерами ищут варианты для продажи этого бизнеса, о чем было публично заявлено в 2019 г. тому же Юрию Трутневу. Вполне возможно, что покупателями этого бизнеса станут структуры Франка, которому был подан сигнал, что Абрамович зятю Тимченко – не конкурент.

Зато конкуренцию Глебу Франку в борьбе за монополизацию лесной промышленности может составить Владимир Евтушенков, чей холдинг «Система» также связан с лесным бизнесом через компанию «Инвестлеспром». Евтушенков пробивался в лесные магнаты драматичным образом. В сентябре 2013 г. было возбуждено уголовное дело о приватизации в 2002 году нефтяной компании «Башнефть», где был обнаружен криминальный шлейф, и ее приобретении в 2005-2010 годах «Системой». Евтушенкова обвинили в легализации денежных средств, и 16 сентября он был взят под домашний арест Басманным судом Москвы по представлению Следственного комитета России, что не помешало Евтушенкову приобрести «Инвестлеспром» 29 сентября 2014 года. В середине декабря основателю «Системы» было разрешено покидать жилище, но вскоре дело было прекращено с формулировкой «за отсутствием состава преступления».

В феврале 2015 года «Система» утвердила стратегию развития лесопромышленной группы, в мае она была переименована в Segezha Group. Данная компания хотя и находится в долгах, занимает 1-е место в России по производству мешочной бумаги (3-е в мире) и бумажных мешков (2-е в мире), лидирует в производстве хвойных пиломатериалов и комплектов из клееного бруса для строительства домов. Доля валютной выручки превышает 73%.

Пока что Франк с Евтушенковым не сошлись в противостоянии, поскольку их бизнес разделяют тысячи километров – если Франк имеет интересы на Дальнем Востоке, то Евтушенков вырубает лес в Северо-Западе. Однако если государство решит создать единую компанию-монополиста по экспорту необработанной древесины, её появление не может не привести к усилению крупных игроков на этом перспективном рынке. Схема с созданием монопольного госпосредника в экспорте леса с экономической точки зрения уменьшит доходы мелких лесозаготовителей. Они не смогут повысить цены на суммы комиссии госмонополии, и потеря 25% прибыли вынудит их работать дешевле и интенсивнее, поставляя кругляк на предприятия, созданные с участием крупного капитала.


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Облапошил бюджет, раскаялся и снова иди рули бюджетными деньгами?
В 2017 году нидерландский предприниматель Йоррит Фаассен, бывший зять Владимира Путина ударил полицейского по голове, когда тот пытался кого…
Находящийся в розыске бизнесмен Борис Ушерович из-за границы наладил схему по поставке в обход санкций в Россию телекоммуникационного оборуд…
Неужели весь проект по строительству 11 терминалов от «Логопера» может оказаться аферой, а хозяин компании Александр Кахидзе мог водить связ…
Олигарху Виктору Харитонину дадут подзаработать на госбольницах Башкирии? Госмедицину ставят на коммерческие рельсы с конечной станцией за г…
Собянин и его команда словно бы решили, находясь при власти, распродать как можно больше. Сейчас вихри наживы взвились вокруг государственно…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте