Иловайск. Эксгумация. Итоги

Иловайск. Эксгумация. Итоги

Иловайск. Эксгумация. Итоги

13 июля 2015 г.

Ксения Жукова

Кто и почему из погибших героев еще не опознан.

Пройдет еще месяц - и снова вся пресса заговорит об Иловайске. О годовщине этих событий. Обязательно выплывет информация - что по тем событиям мы имеем до сих пор более 100 окончательно не идентифицированных тел погибших. И примерно столько же тех, кто считается пропавшим без вести или находится в плену.

Простой арифметический подсчет показывает - не идентифицированные тела принадлежат тем самым пропавшим без вести. Но почему эти герои до сих пор считаются неопознанными и что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?

1-го и 2-го сентября 2014 года в морги Днепропетровска и Запорожья прибыли три КамАЗа с телами военнослужащих и добровольцев, погибших в Иловайском котле. Чуть позже приехал еще один КАМАЗ - как позже оказалось - с телами погибших в районе села Червоносельское - преимущественно бойцов батальона «Донбасс» и военнослужащих тех частей, которые с ними были.

Передача погибших осуществлялась на основании договоренности между Главным управлением военного сотрудничества и миротворческих операций Генерального штаба Украины и их коллегами из российского генштаба. Сбор тел наших погибших осуществлялся на подконтрольной сепаратистами территории. Часть из привезенных погибших имела в одежде документы, другие - нет. Многие тел было обожженных, искалеченных, разорванных и вообще - непригодных для визуального опознания. Однако, несмотря на то, что наши бойцы носили униформу и средства защиты, произведенные в разных странах мира, изуродованные тела можно было опознать именно по таким признакам.

В первых двух КамАЗах было 98 погибших. От этого количества погибших днепропетровские морги были переполнены. Следовательно, другие два КамАЗа поехали в Запорожье. После пересчета, по состоянию на 3-е сентября 2014 года в «запорожских» КамАЗах находилось еще 87 тел С телами погибших должны были работать две категории специалистов: медики-патологоанатомы и военные следователи. Медики свою работу выполнили в максимально короткие сроки, работая вахтовым методом круглосуточно. Несмотря на нехватку времени и большой объем работы, патологоанатомы не только образцово выполнили практическую часть, но и тщательно оформили всю документацию, и в конце - взяли тесты ДНК у погибших.

 eiddidqkidzdkmp

Тесты ДНК, хотя они и могут доказать более 90% совпадений между погибшим и его родственниками, но они, все же, должны быть вспомогательными инструментом опознания. В основу идентификации должна была быть положена работа следователей.

Военная прокуратура Министерства обороны Украины должна немедленно сформировать следственную группу под руководством одного из заместителей министров (которому подчиняется это подразделение). Следственная группа в оперативном порядке должна была выяснить:

а) из каких именно мест были привезены тела погибших,

б) какие военные части имели в этих местах потери - кто именно погиб или считается пропавшим без вести,

в) получить подробные списки погибших, пропавших без вести, считающихся пленными, контакты родственников - чтобы проводить визуальное опознание,

гГ) опросить всех, кто вышел из Иловайского котла или был возвращен российской стороной из плена. А таких военнослужащих, которые в течение 29 августа - 1 сентября находились в плену и были возвращены одновременно с КамАЗами с телами погибших, насчитывалось несколько сотен. И все они находились на обследовании в больницах Днепропетровска!

На основании работы Военной прокуратуры можно было идентифицировать не менее 80% тел погибших. Но …

В составе Министерства обороны Украины не существует Военной прокуратуры. Ее ликвидировали предыдущие министры обороны, поскольку этот орган мешал им разграблять военное имущество. Позже был создан аппарат т.н. Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины - на которую возложены дисциплинарные функции, а также Военная прокуратура в составе Генеральной прокуратуре Украины. Но она занимается выявлением взяточничества, финансовыми злоупотреблениями и другими подобными вещами.

Конечно, если бы кто-то из заместителей министра обороны, или начальник Военной службы правопорядка, или военный прокурор Генеральной прокуратуры Украины немедленно прибыли в Днепропетровск и взяли дело в свои руки, то они бы могли принять вышеперечисленные меры. Можно было бы призвать к работе бывших следователей военной прокураты (старого образца), которые находятся на пенсии, и они даже на голом энтузиазме сделали бы эту работу. Но желания ни у кого не появилось. Удивляет также, что в этом деле не участвовал тогдашний Генеральный прокурор Украины Виталий Ярема: как опытный следователь - он мог бы сразу создать рабочую группу, возглавить ее и в кратчайшие сроки опознать подавляющее большинство погибших.

В Днепропетровске функцию идентификации взяло на себя следственное управление МВД в Днепропетровской области, а в Запорожье - следственное управление СБУ. У всех следователей, особенно - в МВД - одновременно находятся в ведении десятки, а может даже - сотни различных дел. У них физически нет времени заниматься поисково-следственными действиями, перечисленными выше. В результате, те родители пропавших без вести и неравнодушные военнослужащие, которые сразу бросились искать своих близких по моргам - во многих случаях опознали их и похоронили. Также было проведено опознание погибших, которые имели при себе документы. И на этом все. Далее следователи сели ждать результатов тестов ДНК ... По многим погибшим - ждут до сих пор.

Четыре КамАЗа - это были не все погибшие в Иловайскому котле. Немалое количество тел осталась на полях и в селах. Для сбора тел по просьбе Управления военно-гражданского сотрудничества Вооруженных сил Украины в течение 1-2 сентября 2014 года были сформированы группы волонтеров, в состав которых вошли опытные поисковики погибших времен Второй мировой войны. Уже 3 сентября группа (за свой счет и на энтузиазме) работала в районе Саур-Могилы. Официально эта работа была названа Миссия «Эвакуация-200».

Сама группа - «Черный тюльпан». Руководителем группы стал бизнесмен Ярослав Жилкин, хобби которого было - поиск погибших времен Второй мировой войны, и который является руководителем одной из поисковых групп - Союз «Народная Память». Группа формировалась на базе Национального военно-исторического музея Украины, сотрудники которого собрали немало материала и сделали несколько тысяч фото с мест боев. На основании этих материалов можно было опознать до 80% погибших. Несмотря на то, что эти материалы передавались поисковиками следователям, они практически не использовались при идентификации погибших.

В течение сентября-октября 2014 году на территории Иловайского котла группой было собрано 89 тел и 15 мешков с фрагментами погибших военнослужащих и добровольцев. В одном из мешков с фрагментами, как оказалось сейчас, были останки не менее 6 погибших. Были также собраны фрагменты тел тех погибших, которые еще до того уже были переданы российской (сепаратистской) стороной. Поэтому, сказать наверняка: такое-то количество погибших привезли поисковые группы - невозможно.

Когда погибшие были пригодны к опознанию и при них имелись документы - поисковики сами выходили на связь с семьями и сообщали о страшной находке. В результате несколько раз возникали скандалы между официальными органами и поисковиками, мол - «мы все сделаем быстро и официальным путем». Как оказалось, звонки поисковиков напрямую семьям были кратчайшим путем идентификации. После скандалов поисковики перестали напрямую выходить на родственников, в результате чего многие из тел, которые сразу довольно просто было опознать, до сих пор считаются идентифицированными. Например:

  • При погибшем не было документов, однако нашлось целыми четыре банковские карты. Они остались в мешке с телом. Официально - не идентифицирован.

  • Имя и место нахождения погибшего добровольца точно назвали его боевые товарищи. Он лежал в той же форме, в которой фигурирует на фото и видео из Иловайска, сделанных 27 августа, когда еще был жив. Официально - не идентифицирован.

  • Военнослужащий сгорел, но он погиб со своими товарищами по экипажу, которые идентифицированы и захоронены. Узнать, из кого состоял экипаж - достаточно просто. Но боец - до сих пор не идентифицирован. И так далее.

Надежда следственных органов на «всемогущество» тестов ДНК на сегодня потерпела фиаско. Многих из погибших идентифицировали по экспертизе ДНК. Но - далеко не всех. Не идентифицированы:

  • Лица, которые не имеют живых родителей или детей (наибольшее совпадение - по папе и по детям).

  • Военнослужащие, близкие родственники которых отказываются сдавать тесты ДНК, потому что верят, что их близкие в плену, поскольку, мол, они в каких-то списках (или сказали гадалки, или они видели «вещие» сны, и т.д.).

  • Погибшие, у которых с живыми родственниками достаточно высокое совпадение по ДНК, но последние требуют проведения повторной или независимой экспертизы ДНК.

 

Немалое количество семей требует какие-то еще доказательства гибели кроме совпадения по тестам ДНК. Другими словами: материалы расследования, в которых четко отражены обстоятельства смерти и нахождения тела. Но следователи в большинстве случаев никаких подобных расследований не проводят (по разным причинам, часто - объективным). Как результат - по состоянию на сейчас мы имеем более 40 идентифицированных по тестам ДНК погибших, семьи которых отказываются принимать эти тела. Никаких других совпадений ДНК по этим телам нет. И никогда не будет. Так, мама или жена продолжает уговаривать себя, что «он вот-вот вернется», а остатки их любимого на самом деле лежат в безымянной могиле или рефрижераторе.

Поскольку многие погибшие не идентифицированы, а семьи колеблются с признанием смерти и пытаются самостоятельно «расследовать» исчезновение своих близких, на основании доступных данных нами подготовлены несколько таблиц. По ним можно проследить, почему те или иные тела имеют различные №№, и бойцы каких частей были привезены в Днепропетровск или Запорожье.

ТАБЛИЦА 1. Приблизительные результаты идентификации погибших, тела которых были привезены в морги Днепропетровска и Запорожья в начале сентября 2014 года (составлено по неофициальным данным)

  • - включая военнослужащего из 8-го полка спецназа, который добровольцем присоединился к 51-й механизированной бригады

ТАБЛИЦА 2. Приблизительные результаты идентификации погибших, тела которых были привезены в морги Запорожья и Днепропетровска в течение сентября-октября 2014 г. миссией «Эвакуация-200» («Черный тюльпан»); составлено по неофициальным данным

Среди сих пор не идентифицированных преимущественно те, чьи семьи по разным причинам не сдали тесты ДНК, или они почему-то не «проявились» по результатам анализов. Или у погибших не было семей ... такое тоже бывает.

Например, мы имеем 13 бойцов «Донбасса», которые точно погибли 29 августа 2014 года в районе села Червоносельское. До сих пор по разным причинам они не идентифицированы (четыре семьи не сдавали ДНК, у двух погибших нет близких родственников, по другим - почему-то нет совпадений по тестам).

В то же время, среди погибших, тела которых были вывезены на КамАЗе из села Червоносельское - 14 до сих пор не идентифицированных тел. Очевидно, минимум 10 из них - эти самые жители Донбасса. Кроме того, еще 6 мешков с фрагментами, собранными в Червоносельском Миссией «Эвакуация-200» («Черный тюльпан») тоже могут принадлежать погибшим донбассовцам. С КАМАЗа, в котором были 6 погибших бойцов «Ивано-Франковска» - осталось 5 неустановленных тел. И мы имеем еще троих ребят из этого батальона, которые считаются пропавшими без вести.

Чтобы идентифицировать тех, кто еще считается неизвестным бойцом - осталось совсем немного: просто поработать добросовестным следователям. Пересмотреть списки погибших и пропавших без вести. Сопоставить имеющиеся данные. Вызвать родственников и сослуживцев, предоставить вещи, которые были на не идентифицированных погибших, жуткие фотографии, еще раз проверить анализы ДНК. А если семьи будут требовать - повторно взять анализы и сделать тесты. Возможно, у кого-то из пропавших без вести нет близких родственников. Но следователи это тоже обязаны выяснить.

Надежды на то, что кто-то из пропавших под Иловайском находится где-то в плену - нет. Достоверно известно лишь о двух военнослужащих 93-й механизированной бригады, которых самопровозглашенная ДНР почему до сих пор удерживает в плену. Также известно где-то о пяти ребятах, которые тайком вернулись из плена домой, или вообще не стали возвращаться - и скрываются от украинских властей, чтобы их снова не забрали в армию. Правда, не исключено, что таких - несколько десятков. Речь идет прежде всего о бывших военнослужащих 51-й механизированной бригады. Но семьи знают о местонахождении беглецов, а следовательно - их не ищут.

Фото Миссии "Экспедиции-200» ("Черный тюльпан")

Ярослав Тынченко, опубликовано в издании  

Перевод: Аргумент


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте