США свели счеты с Фридманом и Евтушенковым

США свели счеты с Фридманом и Евтушенковым

США свели счеты с Фридманом и Евтушенковым

13 июля 2015 г.

Сергей Варченко

В Америке арестованы $300 млн МТС и Вымпелкома

В Соединенных Штатах на новый виток вышел скандал, связанный с передачей узбекским властям сотен миллионов долларов для того, чтобы мобильные операторы МТС и VimpelСom могли выйти на рынок этой страны. В скандале оказалась замешана и дочь президента Ислама Каримова Гульнара, раньше оказывающая заметное влияние на крупный бизнес в Ташкенте, но ныне находящаяся в опале. Ввиду того, что в ходе коррупционных выплат использовались американские банки, власти США считают это дело подсудным американской юрисдикции. Шутить американцы явно не намерены - уже конфискованы первые сотни миллионов долларов российских компаний, при этом американские следователи оценивают объем сомнительных сделок в полмиллиарда долларов. 

Арест $300 млн

Как сообщает РБК, окружной суд США по Южному округу штата Нью-Йорк в конце июня арестовал $300 млн на счетах компаний, которые связаны с расследованием о сделках МТС и VimpelСom на телекоммуникационном рынке Узбекистана. Суд принял свое решение по иску, с которым 29 июня обратился Минюст США, — он попросил заблокировать счета компании Takilant в Bank of New York Mellon в Бельгии, Ирландии и Люксембурге. 

Американские следователи подозревают, что МТС и VimpelСom через подставные фирмы платили взятки местному чиновнику, который предположительно является родственником президента Узбекистана Ислама Каримова, а в обмен получали доступ на телекоммуникационный рынок среднеазиатской республики. Имя чиновника в материалах дела не называется — в исковом заявлении он фигурирует как «правительственный чиновник А». Судя по материалам расследований, речь может идти одочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. В иске фигурируют два лица, которые известны своей близостью к Каримовой: гражданский муж Рустам Мадумаров (описывается как бойфренд) и близкая подруга Гаяне Авакян.

«Мы знаем о действиях правительства США по обращению взыскания на средства, частично связанные с Takilant, — рассказал представитель VimpelСom Артем Минаев. — Как мы раскрывали в сообщении комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), VimpelCom сотрудничал с Takilant в прошлом, это было связано с работой компании в Узбекистане. Мы продолжаем сотрудничать с властями в расследовании, но не можем комментировать его ход, учитывая, что оно продолжается». Представитель МТС от комментариев отказался.

Как следует из документа, в период между 2004 и 2011 годами как минимум две телекоммуникационные компании — МТС и VimpelCom — перечислили более $500 млн компаниям, бенефициаром которых был «правительственный чиновник А», чтобы использовать влияние этого чиновника на телекоммуникационном рынке Узбекистана.

В документе приводится подробный перечень подозрительных, по мнению следствия, сделок и денежных переводов между МТС, VimpelCom и рядом офшоров — гонконгской фирмой Expoline и гибралтарскими Takilant и Swisdorn. Expoline и Swisdorn аффилированы с Мадумаровым, Takilant — с Авакян, таким образом правоохранительные органы США делают вывод, что все они «близки к правительству Узбекистана».

Полученные от телекоммуникационных компаний средства офшорные компании вкладывали в четыре инвестиционные структуры First Global Investments, которая зарегистрирована на Каймановых островах (все четыре структуры в иске объединяются общим названием FGI Portfolios). Инвесторами FGI Portfolios были все те же офшоры Swisdorn, Takilant, Expoline. Общая сумма, переведенная операторами в FGI Portfolios, судя по информации в иске, составила $277 млн.

Претензии к МТС

Минюст США насчитал между МТС (в том числе ее «дочками») и структурами, якобы аффилированными с Каримовой, минимум восемь спорных сделок на общую сумму $380 млн.

В частности, МТС вышла в Узбекистан в 2004 году через покупку лидера местного рынка, оператора «Уздунробита». За 74% акций узбекской компании МТС заплатила $121 млн, но сумма покупки распределилась неравномерно: за 33% акций МТС заплатила $100 млн офшору Swisdorn, а за 41%, принадлежавший американской International Communication Group («дочка» пакистанской Arfeen Group), — лишь $21 млн. Таким образом, вычислили следователи, цена для американского продавца и для дружественных Каримовой структур различалась вшестеро.

Более того, как следует из искового заявления, у Swisdorn был пут-опцион (опцион на продажу), позволявший продать МТС оставшуюся часть акций «Уздунробиты» за $37,7 млн. Этот опцион российский оператор реализовал в 2007 году, причем за 26% акций узбекского оператора МТС заплатила $250 млн, то есть цена выросла еще вшестеро.

Также следствие заинтересовали сделки 2008 года. МТС приобрела у узбекской Teleson — «дочки» офшора Takilant — дополнительные радиочастоты в сумме за $30 млн (частоты были переведены на «Уздунробиту»). При этом законодательство Узбекистана запрещает перепродажу частот, а сама Teleson получила их только за семь дней до продажи российскому оператору. Следствие считает, что это был «платеж с коррупционными целями» от  МТС Каримовой.

Претензии к VimpelСom

В случае с VimpelCom Минюст США зафиксировал семь подозрительных сделок на общую сумму $133,5 млн. Они прошли с января 2006 по октябрь 2011 года.

В 2006 году VimpelCom приобрела двух узбекских операторов связи — Unitel (за $200 млн плюс долг в $7,7 млн) и Buztel (за $60 млн плюс долг в $2,4 млн). Unitel был в тот момент вторым по величие сотовым оператором на местном рынке (31% рынка более чем с 350 тыс. пользователей), а доля Buztel на рынке составляла всего около 0,3%.

Из искового заявления следует: покупка Buztel была необходима в качестве «входного билета» на узбекский рынок, а отказ от сделки  был чреват появлением «серьезного противника». Buztel сперва была куплена крупнейшим акционером VimpelCom — «Альфа-групп», а через год ее выкупил оператор. После закрытия сделки принадлежащий «Альфа-групп» офшор Aqute Holdings and Investments перечислил на счет Takilant «за консультационные услуги» $19 млн, следует из иска.

Предполагается, что Takilant помогла с организацией слияния двух узбекских «дочек» VimpelCom. Закон Узбекистана запрещает переводить частоты с одного оператора на другого, а VimpelCom хотела присоединить Buztel вместе с имевшимися у нее частотами к Unitel. В иске сказано, что все необходимые разрешения от регулятора были получены.

В 2007 году Takilant за $20 млн приобрела у VimpelCom 7% Unitel и одновременно заключила пут-опцион, который обязывал VimpelCom выкупить пакет обратно. Обратный выкуп состоялся двумя годами позже, VimpelCom заплатила за эти акции $57,5 млн, то есть почти втрое дороже.

Как следует из материалов иска, в 2007 году Takilant продала VimpelCom 3G-частоты, принадлежавшие его узбекской «дочке» Teleson. Сумма сделки составила $25 млн.

Осенью 2011 года, следует из искового заявления, VimpelCom выплатила Takilant порядка $30 млн за содействие в получении частот для стандарта LTE. Takilant составила для VimpelCom аналитический отчет о положении дел на телекоммуникационном рынке Узбекистана и дала ряд рекомендаций по строительству LTE-сети. Но как установили американские следователи, в отчете не содержалось какой-либо «оригинальной информации»: по сути, это была подборка материалов из Wikipedia, различных блогов, а также из материалов оператора Verizon Wireless и даже из презентаций самой VimpelCom.

Чем все закончится


Американские власти обвиняют VimpelCom и МТС в том, что те давали взятки узбекским госслужащим, а также в отмывании этих средств, рассуждает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. В этом случае можно применить американское законодательство — ведь деньги проходили через американские банки, а МТС и VimpelCom являются эмитентами ценных бумаг, торгующихся на биржах в США. Все это обязывает их соблюдать закон о запрете подкупа за рубежом (FCPA).

Счета компаний в США заморожены, а это может означать, что вопрос юрисдикции решен, согласен с коллегой партнер адвокатского бюро  А2 Михаил Александров. Но, продолжает он, разбирательства могут и не войти в активную фазу, если компании добровольно согласятся выплатить штрафы.

 

30062015karimova3 eiqrtiqzqihdkmp

Дела по FCPA должны рассматриваться в суде и заканчиваться приговором, разъясняет Еремин. Но на практике до приговора не доходит, и компании заключают с Минюстом и комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC) досудебное соглашение, в котором ограниченно признают вину, соглашаются на штрафы и отказываются от права на обжалование этого соглашения. Чем охотнее компания идет на сотрудничество со следствием, тем меньше штрафы. Из опыта таких дел — штраф может составить от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов, вплоть до $1 млрд, заключает Еремин.

rospres.com


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте