Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют "бондиану"

Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют "бондиану"

Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют "бондиану"

25 сентября 2021 г.

Коба Джаурия

Семья Брокколи с 1961 года выбирает режиссеров и актеров, места для съемок и рекламные интеграции и зарабатывает при этом примерно столько же, сколько компания-производитель фильмов о Бонде.

Как пишет портал VC  со ссылкой на The Hustle, Альберт Брокколи всегда оставался преданным «бондиане»: он не отвлекался на сторонние проекты, ему нравилось проводить время на съёмочной площадке, а съёмочный коллектив стал для него второй семьёй, информирует UAINFO.org.

...В июне 1961 года продюсеры Альберт «Кабби» Брокколи и Гарри Зальцман искали киностудию, чтобы экранизировать серию романов Яна Флеминга о шпионе Джеймсе Бонде. Columbia Pictures им отказала, а опцион на экранизацию тем временем истекал. В надежде всё же заключить сделку они встретились с руководителями киностудии United Artists в Нью-Йорке. После 45-минутной беседы компания выделила продюсерам бюджет в $1 млн. В результате «бондиана» стала одной из самых продолжительных голливудских франшиз, а мировой прокат принёс создателям около $7 млрд выручки.

Контроль над франшизой на протяжении всего времени сохраняло семейство Брокколи — несмотря на судебные иски, угрозу банкротства и смену партнёров. Всё это происходило в мире, где частных игроков всё чаще поглощают крупные корпорации.

От нового фильма об агенте 007 «Не время умирать», который осенью наконец-то выходит на экраны, семья Брокколи, по ожиданиям аналитиков, получит 10% чистой прибыли, сумма которой обычно составляет около $100 млн.

Как Брокколи познакомился с владельцем прав на «бондиану»

С 1952 года писатель Ян Флеминг ежегодно выпускал по одному роману о Бонде. Каждый получал одобрение критиков, хорошо продавался и, казалось, был идеальным кандидатом на экранизацию: в нём были эксцентричные злодеи, содержательные диалоги и «горячие» сцены.

Однако кинокомпании оценили труд Флеминга не сразу. В 1954 году канал CBS снял часовую телеадаптацию его первого романа «Казино Рояль», заплатив писателю всего $1000. Позже права на экранизацию купил за $6000 другой продюсер, но проект так и не запустили.

«Кино- и телеиндустрия в Америке — это адские джунгли», — писал тогда Флеминг.

В 1960 году надежду писателю подарил продюсер Гарри Зальцман: за $50 тысяч он купил права на все романы о Бонде за исключением «Казино Рояль». И пообещал доплатить по $100 тысяч за каждую книгу, которую удастся экранизировать.

Связей в крупных киностудиях у Зальцмана не было, зато они были у продюсера Альберта «Кабби» Брокколи, который давно присматривался к «бондиане».

«Кабби» родился в 1909 году в Нью-Йорке — в итало-американской семье, занимающейся посадкой брокколи. В 20 лет он переехал в Голливуд, где познакомился с режиссёром и предпринимателем Говардом Хьюзом. Благодаря ему Брокколи устроился киноагентом и продюсировал актрис Лану Тёрнер и Аву Гарднер.

Позже Брокколи стал независимым продюсером и в 1961-м году познакомился с Зальцманом. Он обещал последнему помочь со сделкой и взамен получил 50% прав на «бондиану».

Летом 1961 года за проект взялась кинокомпания United Artists, выделив на производство $1 млн. Продюсерам полагалось 60% прибыли с фильма, а United Artists — 40%.

Решение по бюджету казалось тогда рискованным. По данным IMDB, из примерно 2,5 тысяч фильмов, выпущенных в 1960 году, заработать миллион смогли менее 30%.

«Впрочем, United Artists вряд ли думали о будущем — для них это была всего лишь очередная сделка. Они тогда не думали даже о второй части, не говоря уже о целой франшизе», — писал Стивен Джей Рубин, автор «Энциклопедии фильмов о Джеймсе Бонде».

Брокколи заработал на первом фильме больше, чем кинопродюсеры выручали со всех проектов

После закрытого показа первого фильма о Бонде «Доктор Ноу» United Artists, казалось, жалела о сделке. Руководители сочли картину слишком утрированной и претенциозной, а один из них сказал: «Единственное, что меня радует, — это то, что тысяч 160 мы, уж наверное, заработаем».

Однако своей «претенциозностью» картина, наоборот, вписалась в культурный сдвиг 1960-х годов. «Доктор Ноу» вышел в мировой прокат в октябре 1962 года и собрал $41 млн.

Впрочем, United Artists по-прежнему сомневалась, что фильм про шпиона-европейца близок американской аудитории. Прежде чем выйти на дорогие рынки Нью-Йорка и Чикаго, студия показала его в штате Оклахома. Сборы там составили $16 млн, а фильм стал седьмым по успешности среди всех североамериканских фильмов в 1963 году.

Брокколи и Зальцман выручили с фильма примерно по $5-10 млн — гораздо больше, чем многие независимые продюсеры заработали бы за всю карьеру.

Как было устроено партнёрство Брокколи с Зальцманом

В 1961 году, перед съёмками «Доктора Ноу», продюсеры основали кинокомпанию EON Productions со штаб-квартирой в Лондоне. Чтобы платить меньше налогов британскому правительству, права на «бондиану» принадлежали другой компании — холдингу Danjaq, зарегистрированному на тот момент в Швейцарии.

Danjaq основали жёны Зальцмана и Брокколи Дана и Жаклин — на наличные деньги, которые якобы не имели отношения к заработку продюсеров. Именно через холдинг Брокколи и Зальцман оформляли большую часть прибыли, поскольку налоговые ставки в Швейцарии были ниже, чем в Великобритании.

 

Брокколи также взял на себя контроль над «творческой» составляющей производства: выбирал режиссёров и актёров на роль Бонда, места для съёмок, решал вопросы по рекламным интеграциям.

Бюджет сиквелов Брокколи и Зальцман планировали увеличивать, хотя Голливуд тогда действовал наоборот. Обычно студии сокращали бюджет, поскольку зрители и так ожидали от продолжения зрелищности и всё равно бы пошли в кино.

Брокколи верил, что секрет успеха «бондианы» — в её увлекательности. «Мы здесь не за "Оскарами", а затем, чтобы развлечь зрителей», — признался он после премьеры «Лунного гонщика» в 1979 году.

По словам United Artists, прокат «Лунного гонщика» в одной только Северной Америке принёс компании $163 млн прибыли (около $600 млн сегодня). Брокколи, в свою очередь, получил примерно половину суммы.

Брокколи стал единственным продюсером

Зальцман продержался в компании недолго. После нескольких неудачных вложений он был вынужден заложить долю в Danjaq. В итоге кредиторы угрожали компании принудительной ликвидацией, поэтому в 1975 году Зальцман продал свою долю United Artists.

66-летний Брокколи стал единственным продюсером и сумел в одиночку справиться с проблемами, которые могли погубить бизнес:

- в 1981 году United Artists потеряла много денег на производстве фильма «Врата рая». Картина стала одним из крупнейших финансовых провалов в истории кино. В том же году компанию выкупила Metro-Goldwyn-Mayer и стала новым партнёром Брокколи по «бондиане»;

- в 1984 году Шон Коннери подал в суд на Danjaq и MGM — за то, что те якобы не выплатили ему обещанный гонорар за съёмки в фильме «Бриллианты навсегда». Он потребовал от компаний $225 млн, однако решение суда публично так и не огласили;

- в начале 1990-х годах управление над MGM взял голливудский мошенник Джанкарло Парретти. Новый владелец тратил бюджет компании на собственные прихоти и нарушал лицензионные соглашения, из-за чего Danjaq пришлось с ним судится. С 1989 по 1995 год компания не выпустила ни одного фильма о Бонде.

Несмотря на все испытания Брокколи оставался преданным «бондиане»: он не отвлекался на сторонние проекты и не пытался стать магнатом, как Зальцман. Ему нравилось проводить время на съёмочной площадке, а съёмочный коллектив стал для него второй семьёй.

После смерти «Кабби» дело перешло детям Брокколи

В 1995 году, после нескольких операций на сердце, «Кабби» передал управление франшизой дочери Барбаре и пасынку Майклу Уилсону, а в 1996-м скончался. Дети продолжали следовать идеологии отца: они контролировали наиболее важные детали производства и следили за тем, чтобы «бондиана» оставалась продуктом для киноэкранов, а не пошла по стопам вселенных Marvel и Star Wars, создатели которых позволили Disney выпускать на их основе бесконечное число сторонних проектов.

 eiqekiqxziddtkmp 

В 21-м веке детали о голливудских сделках чаще всего держат в тайне, но известно, что Брокколи каждый раз получают треть прибыли, при том что львиную долю расходов покрывают MGM и дистрибьюторы в лице Sony и Universal:

- прибыль Danjaq за каждый фильм составляет 20-35% от общей суммы, писала в 2004 году газета Los Angeles Times;

- компания получает часть денег ещё до того, как кинокомпании покроют расходы на производство и кинопрокат;

- вышедший в 2012 году фильм «007: Координаты "Скайфолл"» в сумме принёс создателям $1,1 млрд. MGM выручила $179 млн, Danjaq — $109 млн, а Sony — $57 млн.

Правда, скоро семейный бизнес рискует столкнуться с новой проблемой. В мае 2021 года компанию MGM выкупила Amazon — примерно за $8,5 млрд. Соавтор сценария «007: Координаты "Скайфолл"» Джон Логан опасается, что корпорация Безоса будет ставить не на качество, а на количество.

Майкл Уилсон и Барбара Брокколи комментарии давать отказались, но хочется верить, что семья Брокколи сумеет отстоять франшизу.

«Однажды папа сказал мне: главное — не дай им всё разрушить», — рассказала Барбара Брокколи в интервью в 2004 году.


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте