Загадочный африканский уголь: продолжение (часть вторая)

Загадочный африканский уголь: продолжение (часть вторая)

Загадочный африканский уголь: продолжение (часть вторая)

13 ноября 2014 г.

Петр Погибин

Пока остается непонятным, кто сцепился в схватке за многие миллионы бюджетных средств, направленных на закупку южноафриканского угля, часть которых станут для кого-то утешительным призом или билетом на нары.

Как мы уже писали, скандал с покупкой загадочного африканского угля набирает обороты.

Напомним, что еще 19 августа Государственное предприятие внешнеэкономической деятельности «Укринтерэнерго» Министерства энергетики и угольной промышленности (директор — Владимир Зиневич) подписало контракт с британской компанией STEEL MONT TRADING LTD о поставке в Украину каменного угля антрацитной группы. Из недомолвок руководства госпредприятия-покупателя и непосредственно министра энергетики Юрия Продана родились двусмысленные толкования положений контракта. Так, отсутствие четкой информации о цене и количестве покупаемого топлива вызвало серьезный внутриполитический резонанс, из-за которого 4 ноября на очередном заседании Совета национальной безопасности и обороны президент страны Петр Порошенко устроил форменную выволочку премьер-министру Арсению Яценюку вкупе с начальником украинского топливно-энергетического ведомства. Итогом показательной порки стала молниеносное досудебное расследование обстоятельств закупки злополучного угля Генеральной прокуратурой. После допросов директоров «Укринтерэнерго» и «Центрэнерго» – еще  одной государственной компании, которая эксплуатирует Трипольскую,  Углегорскую и Змиевскую теплоэлектростанции и является конечным потребителем импортного энергоносителя, в здание Генпрокуратуры на Борисоглебской был вызван и сам министр Продан (так и хочется все время переспросить: «Кому?»). 

«Тебе посодят, а ты не воруй! У-а-ха-ха!»

После четырехчасовой дачи показаний Юрием Проданом в качестве свидетеля по расследованию закупки следователю сразу начали проясняться и уточняться многие обстоятельства.

Во-первых, цена за тонну южноафриканского уголька «съехала» с $92 за тонну до $86 (информация из спецификации №1 к договору 1307/ от 19.08.2014 г.)

Во-вторых, оказывается, сделке предшествовали «глубокие маркетинговые исследования» (“Этот вариант, он рассматривался (цена-качество), был оптимальным на то время, когда этот вариант рассматривался”, — Ю.Продан).

В-третьих, министр призвал компанию-покупателя немедленно обнародовать текст внешнеэкономического контракта, дабы успокоить общественное мнение (то ли с подачи чиновника, то ли, проявив неслыханную расторопность, чуть ли не сразу по окончании допроса текст контракта выкладывает в Сеть «Украинская правда»). Оперативность, с какой в нужное время в нужном месте оказывается копия скандального документа, не может не настораживать – слишком уж срежиссированной выглядит эта мизансцена.

В-четвертых, отвечая на вопросы журналистов «Подробностей», эксперты признали, что качество уже доставленного угля может не соответствовать оговоренному в контракте.

И, в-пятых, со слов директора «Укринтерэнерго» только компания STEEL MONT TRADING LTD выразила готовность «профинансировать эту сделку на 80%», то есть неслыханно облагодетельствовать украинского покупателя (что такое «профинансировать сделку» — чуть ниже).

Никаких выводов в отношении должностных лиц министерства и подведомственных ему предприятий следствие пока не делало. Юридическая формулировка предполагает пока только наличие факта о присвоении государственного имущества без предъявления подозрения или обвинения.

«А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?»

Какие же выводы можно сделать, что называется, «по горячим следам»? Только перечислить всего лишь лежащие на поверхности будет не так просто.

Цена в обнародованном нашими коллегами контракте – действительно указана $86 за тонну. Но для того, чтобы проверить, не обманывают ли нас – нет, не продавцы – покупатели, нужно проверить, действительно ли при заявленной цене теплотворность привезенного ископаемого составляет не менее 5500 килокалорий на 1 килограмм сухой массы. Для этого необходимо проведение несложной экспертизы, которую в целях установления истины нужно как можно быстрее осуществить. Тогда все станет на свои места.

Теперь насчет маркетинговых исследований. Еще нужно будет проверить, сколько денег министерство энергетики потратило на ценовые изыскания и кому оно заплатило за бессовестное обоснование контрактной цены. Совершенно бесплатно за 15 минут автор проделал то, на что доблестные государственные мужья наверняка «угрохали» не одну неделю. Поисковый запрос в Google «price coal SAR», то есть «цена уголь ЮАР» тут же выдает уйму ссылок, среди которых, о невезение, нет ни одной, которая бы вела на сайт достославной компании STEEL MONT TRADING LTD. Даже совсем наоборот. Вот, например, интернет-ресурс крупнейшей южно-африканской добывающей компании BHP BILLITON. Даже беглый анализ находящейся там информации свидетельствует о том, что этой фирме откровенный оффшор STEEL MONT TRADING LTD не только в подметки, но даже как клей для подметок не годится. А вот диаграмма цен на южноафриканский уголь по данным Всемирного банка, представленная информационной службой IndexMundi:

Средняя цена каменного угля (за метрическую тонну, ЮАР) — данные IndexMundi qhiqqkiqtdiqrxkmp
Средняя цена каменного угля (за метрическую тонну, ЮАР) — данные IndexMundi

Комментарии, как говорится, излишни. И если даже предположить, что хитромудрая британская компания из Уембли должна поставлять в Украину уголь только самых лучших сортов (в чем мы имеем, как видите, веские основания сомневаться), Генеральной прокуратуре, в качестве повышения уровня общего образования, нужно, по крайней мере, прояснить для себя (да и для нас не мешало бы) разницу в $14 долларов на тонне (14 умножить на 250 тысяч – это количество только в первой поставке – получится $3.5 миллиона. К тому же, как видите, цена на уголь на рынке снижается, но, кто знает, если бы не пристальные вопли журналистов, не добавили бы, наоборот, «щедрые» покупатели что-нибудь в качестве непредвиденных комиссионных.

Несколько замечаний по поводу контракта. Скорость его появления в информационном пространстве, как уже было сказано, настораживает. Да вот только документ этот, как бы слегка сказать, немножко «липовый». Или, скорее, частично «липовый». Смотрите сами. Вот контракт, приложения к нему и «Звіт про укладання договору про закупівлю товарів, робіт і послуг за кошти підприємства», подписанный должностными лицами «Укринтерэнерго»:

Фрагмент контракта между ГПВД «Укринтерэнерго» и STEEL MONT TRADING LTD
Фрагмент контракта между ГПВД «Укринтерэнерго» и STEEL MONT TRADING LTD
Фрагмент контракта между ГПВД «Укринтерэнерго» и STEEL MONT TRADING LTD (приложение)
Фрагмент контракта между ГПВД «Укринтерэнерго» и STEEL MONT TRADING LTD (приложение)
Фрагмент отчет о составлении договора ГПВД «Укринтерэнерго»
Фрагмент отчет о составлении договора ГПВД «Укринтерэнерго»

Все они содержит указания на различные номера контракта: SM-1307/ и SM-1307/44/1-84. Вы скажете, какая чепуха. Возражения будут следующие: в контракте на 1 миллион метрических тонн угля такая «чепуха» невозможна. Ни один таможенник не пропустит договор с такими неточностями. Ни один уважающий себя юрист любой мало-мальски приличной компании не подпишет сам и не даст подписать своему начальнику документ с такими «ляпами». Объяснение – элементарное. Когда горе-предприниматели «на коленке» «липовали» контракт – может, для украинской таможни, может, для «Украинской правды» — просто не углядели каких-то там цифирок.

Но и это еще не все. Вот подборка подписей директора STEEL MONT TRADING LTD Хардипа Бери на контракте. Возможно, конечно, уставший бизнесмен после череды тяжелых, чтоб не сказать – изматывающих, дней всякий раз попросту забывал, как точно он расписывался совсем недавно. Но, кажется все же, что разные страницы контракта составлялись совсем в разное время и подписи на разных листах ставили совсем разные люди, конечно стараясь не отличиться от своего британского прототипа.

Образцы подписей директора STEEL MONT TRADING LTD Хардипа Бери
Образцы подписей директора STEEL MONT TRADING LTD Хардипа Бери

И поскольку разные источники называют разные фамилии директора STEEL MONT TRADING LTD, отметим, что у этой компании есть три действующих директора: Хардип Бери (Hardeep Beri), Анил Нигам (Anil Nigam) и Раджеш Кумар Сарайа (Rajesh Kumar Saraiya).

Все это очень понятно дополняет уже обнаруженные нами, заметьте, в совершенно открытых источниках информации, сведения о фирме-продавце злополучного «черного золота».

Соображения по оставшимся пунктам будут уже выглядеть по-будничному скучно. Разве что заслуживает внимания тезис о неслыханной «доброте» британского оффшора STEEL MONT TRADING LTD, который (внимательно читаем условия контракта) 20% оплаты берет в течение 3-х банковских дней после подписания спецификации поставки, а 80% – за 10 дней до прихода груза в украинский порт. И только после этого представителю покупателя предоставляются оригиналы документов, по предъявлению которых капитан судна имеет право отдавать товар. Да у нас уже лет пятнадцать весь «Седьмой километр» (кто не знает – главный одесский и крупнейший в Восточной Европе промтоварный и вещевой рынок) по-другому товар и не завозит.

Отдельная «песня» о том – сколько за перевалку угля уже в Украине еще придется доплатить. Подождем новой порции информации.

«Что делать – что делать? Сухари сушить!»

Давайте отдадим себе отчет в том, что с точки зрения распорядителей государственных средств – это совершенно обычная, может быть, относительно недешевая халтура, за которую во все времена приличные чиновники запрашивали процентов 10—15, а наглые хапуги при высоких должностях могли «раскатать губу» и на все 80. Да-да, не удивляйтесь. Уголь-то ведь потом все равно сгорит в топках. А о том, какая температура будет при этом зимой в десятках-сотнях тысяч украинских квартир, кто вспомнит, когда снова придет весна и выглянет теплое солнышко? Правильно – мы с вами, конечно, уже не вспомним. А вот те, кто нагрел руки на подобных аферах, надеемся, хоть они, будут вспоминать о славных денечках, когда «у них было» и им за это «ничего не было».

Что же дальше? Посмотрим.

Посмотрим, напрасно ли мы предполагали, что главная причина обострения в угольной эпопее – начало очередного витка борьбы за власть в столичных кабинетах. Кто пострадает в результате скандала? Кого «сдадут» в качестве «козла отпущения»?

Посмотрим, чем новая власть будет отличаться от старой.

Ждать остается недолго. Но наверняка будут и другие похожие  истории.qhiqqkiqtdiqrxkmp />

Продолжение следует.

 

Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте