Надзорный «спрут» прокурора Рябова

Надзорный «спрут» прокурора Рябова

Надзорный «спрут» прокурора Рябова

09 июня 2022 г.

Олег Крапивин

Хабаровская прокуратура «крышует» провокаторов из силовых ведомств?

Действующий прокурор Хабаровского края Николай Рябов фактически способствовал образованию в регионе неформального объединения сотрудников силовых и надзорных ведомств, задачей которых является провокация граждан на совершение преступлений коррупционного характера с последующим успешным расследованием и показательным наказанием виновных. При этом регистрация сообщений о совершенных преступлениях носит весьма избирательный характер, что связано с нежеланием Рябова «портить статистику». Примером успешной деятельности провокаторов может служить уголовное дело адвоката Александра Шленчака, в котором отметились работники Следственного комитета, МВД, ФСБ, прокуратуры и ряда других структур. Сам Рябов усиленно прикрывал действия «межведомственной ОПГ», игнорируя информацию, изложенную в направленных на его имя многочисленных обращениях. Известно, что, будучи прокурором Сахалинской области, Рябов оказался в центре громкого скандала, связанного с требованием президента провести проверку на предмет соответствия его занимаемой должности. Тогда работники рыбокомбината «Островной» рассказали главе государства о многомесячных задержках с выдачей зарплаты и нежелании Рябова реагировать на поступавшие в его адрес жалобы. Несмотря на широкий общественный резонанс, сахалинскому прокурору удалось сохранить свой пост и в дальнейшем регулярно отчитываться об успехах, достигнутых в сфере борьбы с коррупцией. Это не мешало Рябову поддерживать неформальные контакты с крупными сахалинскими бизнесменами и помогать им избегать уголовной ответственности. Так произошло в случае с налоговыми махинациями на десятки миллионов рублей и выводом средств компании «Сахспортиндустрия», к которым приложил руку приятель Рябова Константин Губанов. В то же время, предприниматели, отказавшиеся от финансового «сотрудничества» с прокурором, подвергались прессингу силовиков, в итоге соглашаясь на выдвигаемые им условия.

Президентский разнос прокурору Рябову

Должность прокурора Хабаровского края Николай Рябов занял в сентябре 2019 года. Остается загадкой, каким образом он сумел избежать масштабной внутриведомственной «чистки», инициированной генпрокурором Игорем Красновым, ведь «наследил» Николай Александрович достаточно. Возможно, причина его неприкосновенности заключается в том, что он умеет ловко «заметать следы» своей незаконной деятельности? Причем в качестве подстраховки умело использует созданную им коррумпированную сеть, включающую, в том числе, высокопоставленных представителей силовых ведомств и органов судебной власти. При более детальном ознакомлении с этой скрытой от посторонних глаз системой невольно напрашивается аналогия с некогда популярным итальянским сериалом – «Спрут».

Но все тайное, как известно, рано или поздно становится явным. Так и проколы Николая Рябова и его подчиненных периодически оказываются в центре внимания СМИ. Известно, что до своего назначения в Хабаровск, Рябов на протяжении шести лет руководил прокуратурой на Сахалине, где он получил «черную метку» от президента. Произошло это в апреле 2016 года, когда в ходе «прямой линии» с Владимиром Путиным работники рыбокомбината «Островной» рассказали о многомесячных задержках с выплатой зарплаты и отсутствии реакции со стороны региональной прокуратуры на направленные в ее адрес жалобы.

В ответ глава государства потребовал от бывшего в то время генпрокурором Юрия Чайки «принять решение о соответствии занимаемой должности прокурора Сахалинской области». Следуя полученным указаниям в регион оперативно выехал заместитель генпрокурора Юрий Гулягин, после чего в отношении директора «Островного» в течение нескольких дней возбудили целый ряд уголовных дел. Что касается господина Рябова, то гроза над его головой бушевала недолго, и он остался «у руля» областного надзорного ведомств

Ситуация показательная, ведь незадолго до президентского разноса сахалинский прокурор, в ходе пресс-конференции, с помпой отчитался о работе ведомства в 2015 году, отметив, в том числе, актуальность защиты трудовых прав граждан и необходимость принятия должных мер в случаях несвоевременной оплаты труда. Согласно озвученной информации, в этой сфере выявили более 10 тыс. фактов нарушений действующего законодательства. Вот только последующие события показали, что слова Николая Рябова нередко расходятся с делом.

«Дружба» ценой в 40 миллионов

Это утверждение смело можно отнести и к декларируемой Рябовым борьбе с коррупцией: о достигнутых результатах он регулярно докладывал на Сахалине и продолжает докладывать в Хабаровске.

«Следует жестко пресекать любые попытки махинаций, каленым железом выжигать жажду наживы у недобросовестных чиновников и связанных с ними преступных элементов», – заявлял прокурор во время одного из ежегодных отчетов.

При этом сам Рябов не был чужд неформальному общению с крупными сахалинскими бизнесменами, которым помогал в силу своих довольно широких возможностей и полномочий. Известно, например, о его дружеских контактах с предпринимателем Константином Губановым – владельцем ресторанов «Русское Барокко»,«Нихон Митай», гостиничного комплекса «Митос Отель», торгового центра «Истукан» и т.д. Естественно, двери заведений Губанова всегда были гостеприимно открыты для прокурора и его ближайшего окружения.

В свою очередь, Рябов, злоупотребляя должностными полномочиями, в 2013 году помог приятелю избежать ответственности за масштабные налоговые махинации. В истории оказался замешан деловой партнер Губанова Владимир Кремлев, выступавший совладельцем зарегистрированного в Южно-Сахалинске ООО «СК Лентал». У этой компании была «дочерняя» структура ОАО «Сахспортиндустрия», осуществлявшая строительство спорткомплекса «Олимпия Парк».

В августе 2013 года «Сахспортиндустрия» заключила с областным Министерством имущества и земельных отношений договор купли-продажи спортивного объекта, заплатив за него 270 млн рублей. Из этой суммы 109,5 миллиона оказались перечислены на счет принадлежавшего Губанову ООО «Двор-Сервис»; еще 40 миллионов были переведены на счета ИП Натальи Губановой – супруги коммерсанта.

И все бы ничего, но в ходе проведения проверки ФНС установила факт уклонения «Сахспортиндустрии» от уплаты налогов в общей сложности более чем на 41,1 млн рублей. В сентябре 2015 года, на основании предоставленных материалов, Следственным отделом по Анивскому району СУ СК РФ по Сахалинской области было возбуждено уголовное дело. К этому времени «Сахспортиндустрия» находилась в состоянии банкротства и конкурсный управляющий предприятия Ольга Киреева прямо говорила о связи Губанова с выводом финансов компании.

«Закрыть вопрос» удалось с помощью прокурора. Сначала уголовное дело было передано для дальнейшего расследования в областное Управление Следкома, а затем его благополучно закрыли в связи со смертью Владимира Кремлева, на которого возложили всю вину за финансовые махинации. Как мы можем убедиться, совместные застолья Рябова с Губановым в «Русском Барокко» и сауны в «Митос Отеле» стоили бюджету десятки миллионов рублей.

Принуждение к «сотрудничеству» по-сахалински

В некоторых случаях сахалинских бизнесменов к «сотрудничеству» с прокуратурой банально принуждали. Так произошло с гендиректором ООО «Сахалинская сервисная компания» Константином Сапрыкиным, в марте 2016 года заключившим с ООО «Газпром Флот» два договора на оказание комплексных услуг по обращению с отходами общей стоимостью 406,7 млн рублей. Вот только от выгодных сделок Сапрыкину пришлось отказаться после прокурорских проверок, курируемых заместителем Рябова и его «правой рукой» Антоном Германом.

Столь пристальное внимание надзорного ведомства оказалось связано с коммерческими интересами ООО «ИГЛ», совладельцем которого является Татьяна Зарицкая – супруга бывшего депутата сахалинской облдумы Сергея Зарицкого. Последний в апреле 2016 года был признан Южно-Сахалинским городским судом виновным в посредничестве при передаче взятки и приговорен к штрафу в размере 42 млн рублей.

До момента своего задержания Зарицкий поддерживал дружеские контакты с Рябовым. Не исключено, что эта дружба помогла ему избежать более сурового наказания, а полученные компанией «ИГЛ» многомиллионные подряды – выплатить назначенный судом штраф.

Однако потерявший контракты Сапрыкин, можно сказать, отделался легким испугом по сравнению с другим сахалинским бизнесменом – совладельцем группы «Росстрой» Денисом Молодцовым. В декабре 2014 года СМИ писали о возбуждении в отношении предприятий холдинга более десяти уголовных дел, в том числе, по фактам предоставления поддельных банковских гарантий при заключении контрактов на проведение строительно-монтажных работ, хищения бюджетных средств в ходе реконструкции центральной площади с объездной дороги в городе Томари, при строительстве полигона твердых бытовых отходов в Тымовском районе и т.д

Прессинг силовиков начался вскоре после отказа Молодцова платить Рябову за «покровительство» и лоббирование интересов в строительной сфере. Как говорят, в итоге прекращение расследования и закрытие дел обошлось предпринимателю в 100 млн рублей. Зато финансовое «взаимодействие» с прокурором области стало надежной гарантией от дальнейших «наездов» со стороны людей в погонах.

Провокация – залог успеха хабаровских силовиков?

Одной из черт, характеризующих работу Рябова на посту прокурора, является выборочный подход к регистрации сообщений о преступлениях: соответствующие «рекомендации» надзорного ведомства поступают сегодня в адрес руководящего звена Управления МВД России по Хабаровскому краю. В качестве аргумента приводится необходимость улучшения «статистических показателей региона». В итоге для расследования выбираются наиболее перспективные и актуальные сообщения, остальные заявители либо получают отказ, либо материалы банально оказываются «под сукном» (иногда – «до лучших времен», то есть, до получения особого указания надзирающего прокурора).

В отличие от полицейского ведомства, с Управлением ФСБ договориться сложнее: в обмен на невмешательство в дела прокуратуры хабаровские «чекисты» получили полный карт-бланш, в первую очередь – на выявление преступлений коррупционного характера. В итоге к работе стали привлекаться агенты-провокаторы из числа бывших или действующих работников силовых структур, перед которыми ставится задача подталкивать намеченную жертву к совершению противоправных действий в заранее созданных силовиками благоприятных условиях.

Успешному доведению провокации до логического финала, как правило, способствует тесное взаимодействие сотрудников целого ряда служб и ведомств, слаженность действий которых напоминает ОПГ или уже упомянутый выше «Спрут». В качестве примера можно привести уголовное дело адвоката Александра Шленчака, вынужденного согласиться на предложение агента и передать деньги для возбуждения уголовного дела по факту хищения автомобиля, принадлежавшего его клиенту.

В числе «членов ОПГ», причастных к уголовному преследованию адвоката оказался начальник отделения по борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт отдела по раскрытию преступлений против собственности УУР УМВД России по Хабаровскому краю А.Ю. Незатаенко, пообещавший Шленчаку посредничество при передаче взятки в размере 300 тыс. рублей. Непосредственно за проведение оперативно-розыскных мероприятий и их документирование отвечал инструктировавший Незатаенко оперуполномоченный УФСБ по Хабаровскому краю Г.Г. Вешка.

На разных этапах в дело были вовлечены: следователь УМВД по Хабаровску А.А. Дорошенко, следователь СУ СК России по Хабаровскому краю Машуков, его начальник Е.Г. Долгалев, следователи СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО Е.В Киселев и А.Р. Вергазова, осуществлявшая надзор за расследованием уголовного дела начальник отдела коррупции прокуратуры Хабаровского края М.В. Красильникова, начальник УФСИН России по Хабаровскому краю в Центральном районе Хабаровска А.С. Крюкова. Действия этой разветвленной группы прикрывались Николаем Рябовым, не принимавшим мер прокурорского реагирования на поступавшие в его адрес многочисленные обращения.

Жалобы адвоката Шленчака, направленные в адрес руководителя Следкома Александра Бастрыкина и генпрокурора Игоря Краснова, федеральный центр «отписывает» нижестоящим инстанциям, то есть, на них отвечают те самые люди, чьи имена в них фигурируют. Потому не стоит удивляться, что в итоге все ответы фактически сводятся к одному: изложенные доводы не нашли своего подтверждения. И пока продолжается такая «карусель», борьба с коррупцией в России будет носить крайне избирательный характер.


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Юрий Борисов объявил о создании к 2033 году российской орбитальной станции и представил график работ, под которые еще в марте было выделено …
Облапошил бюджет, раскаялся и снова иди рули бюджетными деньгами?
В 2017 году нидерландский предприниматель Йоррит Фаассен, бывший зять Владимира Путина ударил полицейского по голове, когда тот пытался кого…
Находящийся в розыске бизнесмен Борис Ушерович из-за границы наладил схему по поставке в обход санкций в Россию телекоммуникационного оборуд…
Неужели весь проект по строительству 11 терминалов от «Логопера» может оказаться аферой, а хозяин компании Александр Кахидзе мог водить связ…
Олигарху Виктору Харитонину дадут подзаработать на госбольницах Башкирии? Госмедицину ставят на коммерческие рельсы с конечной станцией за г…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте