После ночи в донецком морге, акула в формалине мне по Херсту, — художник Виктор Гриза

После ночи в донецком морге, акула в формалине мне по Херсту, — художник Виктор Гриза

После ночи в донецком морге, акула в формалине мне по Херсту, — художник Виктор Гриза

06 октября 2015 г.

Олег Крапивин

Наталья Кандаурова, не уезжавшая из Донецка, поговорила с донецким художником Виктором Гризой, который уехал в Киев, нашёл там себя, но не потерял желания вернуться

На улицах Донецка всё больше людей, на дорогах — машин. Робкий мир породил новый тренд. Малосимпатичный. Некоторые из тех, кто провёл месяцы под обстрелами, косо смотрят на возвращающихся и строчат в соцсетях гневные опусы об уехавших трусах и предателях. Мы подумали, что жанр диалога в этой ситуации предпочтительнее.

В Донецке Виктор Гриза был продюсером — до войны устраивал самые масштабные городские праздники и шоу, открывал таланты и выставки, а в Киеве зашёл в музей с другой стороны. Сейчас в "Мыстецьком арсенале" экспонируется его "Кубик Рублика" — гигантская головоломка, составленная из цветов украинского и российского флагов. На цветные квадраты кубика нанесены портреты знаменитостей — от Петра I и Юрия Гагарина до Валерия Лобановского и Софии Ротару. С такой портретной галереей кубику будет трудно остаться незамеченным.

Кто он


Инженер и историк по образованию, продюсер и рекламщик по профессии, которого война сделала художником. Сейчас в "Мыстецьком арсенале" он представляет уже второй свой арт-объект

Почему он


Потому что он — донецкий, который отлично говорит на украинском и правильно паркуется

Итак, кубик. В стране война, а актуальное искусство в игрушки играет?

— В нашей стране дети уже играют неразорвавшимися боеприпасами. При этом многие художники рефлексируют на актуальные темы. Я не художник, мне можно выйти за рамки мейнстрима, который я бы назвал "эстетизацией деструкции". "Кубик Рублика" — начало серии "Детская комната". Психологи считают, что многие взрослые проблемы родом из детства. Имея отношение к изучению исторических дисциплин, я считаю, что многие проблемы современного общества — отражение наших прошлых проблем. Артикулируя их, мы можем (даже должны) попытаться нивелировать их значение для современности. Пытаться надо, иначе мы рискуем всё время идти в будущее спиной вперёд. Поэтому у меня в "Детской комнате" будут куклы-неваляшки, настольный футбол и другие аллегорические объекты. Надеюсь, они будут понятны каждому зрителю.

 qhiqqhiqtdiqzkmp

"Кольчуга праведного ратника, выполненная в технике распятия мирных жителей" Виктора Гризы сплетена из 3300 миниатюрных распятий Иисуса Христа, символизирующих невинных жертв артиллерийских дуэлей на востоке Украины: такой была статистика в момент создания арт-объекта в сентябре 2014-го

Современное искусство ещё называют актуальным. Ваше актуально в буквальном смысле. Вспомнить хотя бы вашу предыдущую работу с распятиями из "артиллерийской латуни", в которую были подмешаны боевые снаряды из зоны АТО. Это спрос рождает предложение? Или просто не время мариновать в формалине акул по примеру Дэмьена Херста?

— В студенчестве меня пригласили сыграть в преферанс с друзьями-медиками во время их ночного дежурства в донецком морге. Отлучившись от стола по неотложному делу, я заблудился в закоулках анатомического театра. Так что акула мне уже, честно говоря, по Херсту.

Продолжает впечатлять человек. Когда агрессия по отношению к себе подобным оправдывается политикой, сознание само подсказывает такие образы, как "Кольчуга праведного ратника". После чего остаётся их только изготовить.

Какие произведения о войне, о конфликтах кажутся вам самыми сильными? Посвящённый жертвам войны в Югославии перформанс "Балканское барокко" Марины Абрамович, которая в 1997-м на Венецианской биеннале сидела на куче говяжьих костей и пыталась отмыть их от крови, напевая балканские народные песни?

— Знаком с этим художественным жестом. Думаю, что проникнуть в саму его метафорическую суть тяжело до самого дна — не хватает воздуха. Для людей не вовлечённых, психологически естественно отторгать такие кровавые аллегории. Поэтому я считаю "Гернику" Пикассо произведением более действенным, поднявшимся до высот философского осмысления трагедии. В сущности это всё, что мы сейчас знаем о гражданской войне в Испании. Но и этого более чем достаточно.

Нынешней зимой в книжных магазинах Донецка был в дефиците Ремарк. Продавцы разводили руками: "Такое время — его сейчас все спрашивают, раскупили всё". Оставшиеся в городе победоносно хихикали: мол, а вот такие у нас, бандитов, вкусы. Вам что хочется читать сейчас?

— Сейчас я практически не читаю художественную литературу — достаточно эмоций в жизни. Мне интересны материалы по теме креативной экономики. Оказывается, то, чем я занимался всю жизнь, — реклама, шоу, музыка, медиа — в мире является очень сильным инструментом диверсификации социума. Даёт при правильном подходе значительный прирост ВВП и снижает многие демографические риски. А культура из бюджетной попрошайки не только становится полноправным участником товарообмена, но и питает индустриальный сектор прибыльными инновациями.

Вы стали художником уже во время войны. Что это — спонтанная, интуитивная арт-терапия? Поиски нового языка, который нам необходим для взаимопонимания и примирения?

— Дело последних 20 лет жизни — продюсерский центр "Крок" — обнулилось с началом боевых действий. Было уже не до празднований Дня шахтёра, Дня металлурга, Дня города. Верю в то, что арт помог мне в это время остаться в узком коридоре объективизма, стесняемого накалом страстей и слева, и справа. Стараюсь быть понятным для обеих сторон, насколько понятым и принятым — зависит не только от меня.

Перед самой войной вы, инженер с дипломом донецкого политеха, стали ещё и кандидатом исторических наук, защитив диссертацию на тему "Этническая история юго-восточной Украины середины XVIII — начала XX веков". А ещё раньше работали продюсером. Проводили в Донецке конкурсы красоты, где на сцене было много украинского колорита. А ещё Дни украинской моды и фестиваль кулинарного искусства "Поляна". Вопрос "а Донбасс — это Украина?" даже не мог прийти в голову. Однако в некоторые головы он всё же пришёл. Откуда, по-вашему?

— Уж точно не из тех проектов, которыми гордимся я и мои коллеги — мы популяризировали город, страну, нашу толерантность, дружелюбие, гостеприимство, щедрость.

— А ещё вы работали на радио. И писали сценарии для КВН. Я к тому, что долгие годы ваша работа обязывала вас знать местные вкусы, местный характер. Так существуют ли "донецкие"? Какие они?

— Жёсткие, но не жестокие. Местный характер во многом определила индустриальная специфика региона. Расхлябанность, необязательность, халатность легко могут привести как минимум к срыву непрерывного производственного процесса, как максимум — к техногенной катастрофе и человеческим потерям. Отсюда подчинённость общему трудовому ритму, ощущение себя частью большого механизма, готовность жертвовать здоровьем (не говоря уже о свободном времени и личной свободе) во имя достижения цели. Естественно, что для этого надо быть хорошо технически образованным. Например, мои родители (отец — шахтёр, мать — крановщица) всю жизнь учились на различных курсах.

А сами вы — "донецкий"?

— Более чем какой-нибудь другой.

Сейчас много говорят о том, что "донецких" придумала российская пропаганда, чтобы нас перессорить. И что региональный патриотизм — это ненормально и даже опасно. А по-моему, обычное дело: и жители Техаса чувствуют себя особенными, и жители Прованса… Но безопасно ли это?

 Мне повезло побывать почти во всех областных центрах Украины и быть знакомыми с людьми, которые гордятся, что они из Одессы, из Черновцов, Харькова, Херсона, Ивано-Франковска и т. д. Для меня это нормально — не сожалеть о жизни в провинции, а считать свою малую родину лучшим местом на земле и делать её такой. Региональный патриотизм — это пазл в общегосударственном. И в этом моя уважительная позиция к своим таким разным друзьям.

Почему вы уехали в Киев?

— Я не оформлял справку переселенца, не претендую на пособия, у меня украинский паспорт и донецкая прописка — там мой дом. Здесь моя работа. Так, как я её сейчас понимаю.

Вы в Киеве в дружеских и профессиональных беседах чем больше заняты: открываете Украину для себя или Донбасс — для Украины?

— С обеих сторон чувствую скрытые и явные запросы — чтобы я окончательно определился со своей позицией. Надеюсь, с понижением градуса противостояния будет больше запросов о сотрудничестве. С обеих сторон.

Сейчас популярен радикализм суждений, а попытки не терять связи с реальностью и здравым смыслом порицаются. Например, меня в Facebook отфрендили бывшие коллеги: один — за "ватничество", второй — потому, что "украинская проститутка". Вам тоже достаётся? Потеряли друзей в информационной войне?

— Если говорить о виртуальных друзьях в соцсети, то статистику не веду. Те же, реальные, которые были до — и в Донецке, и не в Донецке, — остаются таковыми, за что я им очень благодарен. Это те, которые знают: когда какая-либо идея ставится выше человеческой жизни, быть беде. Об этом сейчас и дружим.

Как публика, другие художники принимали "Кольчугу"? Как принимают "Кубик"?

— Я две недели большого Скульптурного салона в "Мыстецьком арсенале" наблюдал глаза посетителей, когда они читали концепцию, смотрели на "Кольчугу" и проникались. На тот момент так наглядно "озвучивать" противоестественность артиллерийских дуэлей в густонаселённом регионе означало противоречить официальной информационной политике. Но дуэль по определению — стрельба двух сторон. И ответственность за любую дуэль лежит на обеих сторонах. Я пытаюсь средствами арта привлечь внимание к злободневности. Нашлись искусствоведы, критики, галеристы, художники и скульпторы, которые меня поддержали. Может быть, всего по одному в перечисленных категориях, но для "не художника" этого более чем достаточно. А насчёт "Кубика" сейчас сам в раздумьях: обратно в квартиру я эти 3,5 кубометра пенопласта не пущу, поэтому ему надо кому-нибудь очень понравиться (смеётся. — Фокус). Его сложно принять с наскока — надо читать концепцию, а это редко кто делает на выставках. Хотя он и внешне весьма броский — по-мондриановски. Всё построено на общности и разности цветов российского и украинского флагов. На математической задаче найти с очень малой вероятностью оптимальный вариант их взаимоотношений, учитывая, что белый здесь — самодержавный, красный — советский, синий — общий, а жёлтый — протестный. Задача усложняется ещё и монохромными портретами персон (которые написала коллега), олицетворяющих ту или иную историческую эпоху.

"Кубик Рублика" Виктора Гризы до 10 октября выставляется в "Мыстецьком арсенале" на ART-KYIV Contemporary. Объект создан в соавторстве с Анной-Софией Матвеевой (она писала портреты).

А вдруг вместе с войной уйдёт вдохновение? И придётся снова не арт-объекты придумывать, а смету со спонсорами обсуждать? Или это не цена за мир?

— Война обнажает самые глубокие, архаичные человеческие инстинкты. Например, инстинкт выживания. В этом смысле реакцию людей, побывавших под обстрелами, на звук салютов вряд ли можно назвать вдохновением. И это навсегда. А спонсоры… Нам всем нужны спонсоры мира, а не войны. Готов освоить любую смету.

Вам хорошо в Киеве?

Безусловно, здесь много возможностей. Стараюсь использовать это время по максимуму.

По чему вы скучаете больше всего?

— Я скучаю по времени без блокпостов.

Каким вы себе представляете Донецк, в который вам захочется вернуться?

— Спокойным.

 

 


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте