Гривне прогнозируют валютный коридор 15-летней давности

Гривне прогнозируют валютный коридор 15-летней давности

Гривне прогнозируют валютный коридор 15-летней давности

15 декабря 2014 г.

Евгений Дятлов

Банкиры рассчитывают, что благодаря нему удастся остановить подорожание доллара.

У Нацбанка практически не осталось возможностей влиять на курс доллара, последней мерой в 2014 г. может стать лишь введение официального валютного коридора, считают опрошенные «Вестями» финансисты.

«Не исключаю, что курс попробуют в очередной раз загнать в определенный коридор, может даже закрепят его соответствующим постановлением. Но сейчас дело даже не в самом курсе, а в физическом наличии доллара: спрос на него очень вырос в конце года (компаниям-импортерам нужно совершать проплаты и закрывать контракты), и нужно, чтобы экспортеры стали активнее заводить выручку», — сказал нам зампред правления банка «Финансы и Кредит» Игорь Львов.

В тоже время финансисты признают, что официальный курсовой коридор (за рамки которого будет запрещено выходить во время торгов на межбанке и на наличном рынке), может быть введен в случае полной безысходности. «У Нацбанка сейчас не хватает инструментов для стабилизации ситуации на валютном рынке. Размер золотовалютных резервов активно сокращается, — за ноябрь достиг $9,97 млрд. — и их больше нельзя активно расходовать на межбанке для поддержки гривни. В тоже время постоянного и главного объемного притока валюты в страну не наблюдается, притом, что отложенный спрос на доллар уже достиг $1 млрд. Нет ответа на ключевой вопрос: где брать валюту? Возможное введение валютного коридора, не поможет на него ответить, а станет крайней мерой: чтобы понизить градус недовольства в обществе и поменьше раздражать Верховную Раду», — отметил в разговоре с «Вестями» первый зампредправления Проминвестбанка Вячеслав Юткин.

Диапазоны при этом прогнозируются самые разные: начиная от 15,50-16,50 грн./$, заканчивая — 16-17 грн./$. Выше, считают финансисты, поднимать планку просто опасно — это может еще сильнее подтолкнуть девальвацию гривни. В пятницу она вышла на новый антирекорд: курс покупки доллара на межбанке достиг 17,30 грн./$, а продажи — 17,60 грн./$. Спрос на безналичный доллар в 3-3,5 раза превышал объемы его продажи. Аналогичная ситуация наблюдалась и на наличном рынке. Банки валюту людям практически не отпускали, выставляя лишь номинальные курсы продажи — 16,40-16,45 грн./$ (выкупали у людей по 15,80-16,05 грн./$). Зато ею вовсю торговали на черном рынке — по 18,60-18,70 грн./$.

Какой такой «коридор»?

Формальные валютные коридоры действуют в Украине на протяжении последнего месяца: во время совещаний в НБУ, чиновники уверяют банкиров всеми правдами и неправдами держать безналичный курс в определенных рамках. В ноябре это было широкий диапазон — 15-16 грн./$, а неделю назад его пытались сузить — до 15,30-15,50 грн./$ (16,0 грн./$ — считался крайним вариантом).

Но эти коридоры — джентельменское соглашение (между НБУ и банками), не обязательное для выполнения. И как показала практика прошлой недели, не всегда по факту выполняемое финансистами. Но прямой ответственности за такое невыполнение нет: кончено, Нацбанк может устроить внеплановую проверку в банке, особенно активно завышающем курсы, но если не найдет в его работе никаких нарушений — проверяющие уйдут ни с чем. Выход за рамки такого коридора — не наказуем.

Говоря же о возможном введении новых рамок, финансисты имеют в виду четкий валютный коридор, который не просто будет оговорен на словах с 40 председателями правления банков. А еще и прописан в постановлении НБУ, обязательном для выполнения для всех без исключения банков. Его нарушение будет влечь за собой конкретную ответственность: скорее всего, от отзыва лицензии на работу на межбанке, до лишения права работу в принципе (генеральной лицензии).

Наша страна уже проходила этот сценарий, хотя и очень давно. Первый валютный коридор для гривны был утвержден еще в мае 1997 г., и он составил 1,7-1,9 грн./$, после чего он четыре раза пересматривался в течение двух с половиной лет. Значения были самые разные: и 1,75-1,95 грн./$, и 1,8-2,25 грн./$, и 2,5-3,5 грн./$, и 3,4-4,6 грн./$. Впрочем, каждый из диапазонов в конце концов нарушался, и в конце 1999 г., Нацбанк решил отойти от это практики. После отмены последнего коридора гривна резко просела до 5,5 грн./$, после чего откатилась сначала до 5,3 грн./$, а затем и к 5 грн./$. На этой отметке простояла четыре года.

Надежда — на экспортеров

Допуская возврат Украины к практике валютных коридоров, финансисты говорят лишь об одной мотивации — указать экспортерам рамки, выше которых курсу доллара не дадут подняться административными мерами. Считается, что если они позволят лучше понимать ситуацию, то компании станут активнее продавать свою валютную выручку, и перестанут медлить.

Ключевое здесь — это реально выполнение заданных рамок. Ведь не секрет, что банки сейчас указывают в системе безналичных торгов Val Kli заниженные курсы (чтобы не обращаться на себя внимание проверяющих из Нацбанка) — 15,71-15,82 грн./$, например, под вечер 12 декабря, а реально (при помощи накруток и схем) продают его значительно дороже — по 17,60 грн./$. НБУ придется придумать, как вынудить банки с одной стороны, показывать в системе валютных торгов реальные курсы, а с другой — не завышать их.

«У нас теперь три разных курса: официальный, реальный межбанковский и тот, что «на улице». Все это дает возможность «менялам» за один день заработать колоссальные проценты на спекуляциях при содействии Национального банка: купить утром в НБУ доллары по 15 грн./$ (во время его ежедневного аукциона в минимальных объемах — $3 млн.), и продать их в течение дня по 18,5 грн./$», — отметил в разговоре с «Вестями» ректор Международного института бизнеса, экс-зампред НБУ Александр Савченко.

Что делать

Финансисты видят один вариант стабилизации ситуации на валютном рынке — вернуть расположение экспортеров. «Нужно утвердить реальный бюджет, вернуть доверие к системе, как самих украинцев, так и экспортеров в частности. Компании должны начать заводить свою выручку в страну, но не один-два раза, а постоянно. Все это благоприятно скажется на укреплении гривны», — сказал «Вестям» первый советник председателя правления Альфа-Банка Роман Шпек.

Его поддержал и президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило, который спрогнозировал на будущий год широкий диапазон колебаний. «Без знания курса доллара сложно составить реалистичный госбюджет. Исходя из курса, рассчитывают доходы бюджета: те же от пошлины на импорт и экспорт, ведь они установлены в валюте, а внутри страны все расходы казны считаются в гривнах. Также от курса рассчитываются и расходы, необходимые на обслуживание внешних валютных заимствований и на покупку критического импорта, например газа. Поэтому крайне важно заложить в госсмету реальное курсовое значение. Полагаю, в 2015 г. стоимость гривны может колебаться в пределах 16-18 грн.», — подчеркнул он. Несмотря на заявления некоторых политиков, значения в 20-22 грн./$ эксперты считают чрезмерно завышенными.

Поможет стабилизировать ситуацию и мораторий на закрытие работающих банков. «Полагаю, стоит прекратить закрытие ликвидных банков. Понятно, есть политические соображения, по которым их сегодня прикрывают, но все же считаю, что полностью прекращать их деятельность в нынешней ситуации не стоит. Туда можно ввести куратора Нацбанка с максимальными полномочиями, можно вообще национализировать. Пускай только продолжают работу, и подпитывают ресурсами всю банковскую систему. При этом не вымывают средства из Фонда гарантирования вкладов. Сейчас ведь что происходит: Фонд выдает клиентам прикрытых банков эмиссионную гривну, и они, уже никому не доверяя, несут ее валютным менялам — подстегивая курс черного рынка. Эти деньги сильно давят на валютный рынок», — подчеркнул в беседе с «Вестями» советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.

Давят на рынок, и предприниматели-импортеры, которые завозят товары при помощи полулегальных схем. Они также отовариваются долларом у менял. «Основное девальвационное давление на курс оказывает «серый» импорт. На черном валютном рынке спрос лишь на 25% формируют наличные средства населения, утекающие из банковской системы. 75% — это «серый» импорт, который по-прежнему базируется на непрозрачной таможенной и налоговой системе», — рассказал «Вестям» председатель набсовета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат.

business.vesti-ukr.com

 


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Александр Тарханов о работе с Олегом Романцевым в «Спартаке».
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте