Бесправные шахтеры – символ того, что происходит сейчас в «ДНР»

Бесправные шахтеры – символ того, что происходит сейчас в «ДНР»

Бесправные шахтеры – символ того, что происходит сейчас в «ДНР»

09 февраля 2016 г.

Ольга Филимонова

На Макеевку, как и на воду, можно смотреть вечно.

Смотреть и не понимать, как тотальная глупость смогла пробиться сквозь толщу десятилетий ортодоксального пролетарского молчания. Это не хорошо и не плохо. Просто здесь привыкли молчать. Обращали ли вы внимание на выразителя «души» шахтерского края в массе – самих шахтеров? Удивительно, но даже на митингах и забастовках эти суровые (без всякой иронии) и изнеможенные полугодовым бесплатным каторжным трудом лица не слишком говорливы.

Как правило, они молчаливо смотрят на вас очерченными угольной пылью глазами, постукивая оранжевой каской в надежде на справедливый исход.

В лучшем случае находится один или пара ребят, которые скупо разъясняют зажравшимся королям угольных копий, что рисковать жизнью за «спасибо» на протяжении двух сотен дней эти люди больше не в состоянии. Им выдается зарплата, после чего на душе работяг появляется некоторая удовлетворенность и – что особенно важно – благодарность (обязательно именная: «Алексей Степанычу» или «Александру Владимировичу»), и они заново лезут в забой, после чего все повторяется снова. Верхам достаются «Лексусы» и поместья в шахтерской столице, «кротам» – силикоз легких и песни о том, как почетно заработать эту болезнь.

Я не случайно начал эссе с образа наших шахтеров. Последние – своего рода символ того, что происходит сейчас в «ДНР». «День флага», «георгиевской ленты» и «второго с краю в пятом ряду» во время тотального обнищания региона, топливного кризиса и московских цен то и дело наводят на аналогию о воспевании мозолистых рук, пока эти самые руки едва сводят концы с концами. И ничего удивительного в этом не было бы, если бы не стертые о народный лоб грабли, на которые мы наступаем уже в бессчетное количество раз. Терпеть и ждать – привычные ценности тех, кого, как известно, так и не поставили на колени, – а вот глубина этих двух качеств разнится в зависимости от окружающей вас «русскомирной» среды.

И здесь на горизонте всплывает Макеевка. Помнится, когда донецкую ОГА только успели покинуть прежние ее обитатели, мне позвонил один из знакомых и сказал, что «бомжи, захватившие ОГА в Донецке, не идут ни в какое сравнение с теми, кто сейчас стоит у здания исполкома в Макеевке, – там совсем все печально». И действительно: 16-летние защитники «святой Руси» в грязных «спортивках» у шин и бочек с огнем, болтающие битой, как маятником, производили гнетущее впечатление, пока их не сменили те самые «Алексеи Степановичи» и «Владимировичи», потеснившие в сторонку своих менее образованных соплеменников.

Но вместо вполне природного рвотного рефлекса у большинства местных такая картинка вызывала своеобразный экстаз под общим названием «наши»: мать болтавшегося до этого по наркопритонам сынишки искренне гордилась тем, что отпрыск теперь участвует в нисхождении мировой истории и строительстве здания будущего. Как вдруг строить бросились все: город, молчавший до этого десятилетиями, в редких случаях присоединяясь к мейнстриму Донбасса – Донецку, вдруг ощутил перспективу перевести интуиции личной нищеты и каторжных будней в общегосударственный тренд, выползший позже на свет под названием «ДНР». В чем же причина такого поразительного единства взведённых курков у виска?

Все дело в том, что если Донецк с его шахтерско-пролетарской средой разбавлен дорогими отелями, бутиками, театрами и ресторанами, хоть и слабенько, но приоткрывающими голодным, но гордящимся вид в другой мир, – то в Макеевке с этим делом совсем худо. Выползая на свет божий после шахтерской смены (она же – смена на ММК Кирова, каком-нибудь 17-часовом пищевом складе), вы не обнаруживаете ничего, кроме огромной бетонной бабы, держащей в своих руках такую же бетонную книгу у фасада ДК имени все того же Кирова.

Внутри – для особо требовательных зрителей – в лучшем случае можно обнаружить милых скачущих дам в кокошниках, готовых скрасить культурный досуг работяг. Но последние в большинстве своем выбирают не столь экзотическое извращение, а просто местный кабак, в котором можно утопить весь этот бетонный артхаус любителей «русских идей».

Немного личных примеров. Не далее как еще в сентябре 2015 года, уже 2 месяца как переехав в Донецк из Макеевки, я предложил своей маме «выбраться в свет». Собственно, «свет» в наших краях достаточно скуден, но все-таки предполагает: Донецк, приятный теплый вечер на набережной, живую музыку, ужин в еще работающих пищевых заведениях (ресторанами все-таки их не рискну называть). На что получил вполне ожидаемый и резонный ответ человека, не выезжавшего из Макеевки лет так под восемь, – «что я там не видела?». И действительно – что? Зачем нужна вся эта вымученная буржуазная пастораль, если есть родной комбинат и маршрут №6 до Ханженково и обратно.

Другой пример. Старый друг – настолько старый, что знаю его как себя. На вопрос «как собираетесь отмечать День шахтера?» последовал ежегодный традиционный ответ «да посидим с пацанами в «кустах». «Кусты» я намеренно взял в кавычки, т.к. они предполагают наличие стола и чего-то вроде беседки под вишнями в местном районе. Но это – молодые люди, не достигшие и тридцати, которые смотрят на меня как на идиота при вопросе «а когда вы вообще выбирались в Донецк?». До самого города ехать минут сорок, – но этих людей отделяют от него целые годы, при том что сам Донецк – далеко не Париж и не панацея от потерянной жизни.

Но такая картина – отнюдь не заслуга «республик»: 23 года намеренного превращения людей в «советского человека» с бутылью пива у подъездной скамейки в качестве основного ориентира на следующие 25 лет – то, за что наша страна заплатила слишком высокую цену, когда эти люди не почувствовали разницы между тем, что было, и тем, что есть сейчас в «ДНР». И продолжает платить. И можно ли не увидеть связи между бетоном советских дворцов и тем, что моя мать пошла на «референдум», потому что «тетя Шура с шестого ходила»? Безвизовый режим с ЕС – голубая мечта украинцев – роскошь Версаля, Милана, Венеции… Кому вообще есть до этого дело среди тех, кто за четверть столетия ограничивался маршрутом «Харцызск-Торез», прекрасно чувствуя себя в местных «кустах»? 

Макеевка – это не город. Это старый советский плакат о свиной колбасе, вреде пьянства и требовании «наливать до черты 0,5 л» вместе взятых. И переписать его куда сложнее, чем написать новое полотно на украинских просторах, которое бы вызывало зависть у тех, кто привык к свиной колбасе. И тогда сказки о «жидобандеровцах», так и мечтающих «рубануть» «непокоренных» с плеча, будут только фольклором в отделе сарказма у наших детей.

АвторСергей Андреев, безработный, город Макеевка, Радіо Свобода


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Юрий Борисов объявил о создании к 2033 году российской орбитальной станции и представил график работ, под которые еще в марте было выделено …
Облапошил бюджет, раскаялся и снова иди рули бюджетными деньгами?
В 2017 году нидерландский предприниматель Йоррит Фаассен, бывший зять Владимира Путина ударил полицейского по голове, когда тот пытался кого…
Находящийся в розыске бизнесмен Борис Ушерович из-за границы наладил схему по поставке в обход санкций в Россию телекоммуникационного оборуд…
Неужели весь проект по строительству 11 терминалов от «Логопера» может оказаться аферой, а хозяин компании Александр Кахидзе мог водить связ…
Олигарху Виктору Харитонину дадут подзаработать на госбольницах Башкирии? Госмедицину ставят на коммерческие рельсы с конечной станцией за г…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте