Якобы найденную и возвращенную в Одессу картину Айвазовского невозможно увидеть?

Якобы найденную и возвращенную в Одессу картину Айвазовского невозможно увидеть?

Якобы найденную и возвращенную в Одессу картину Айвазовского невозможно увидеть?

28 сентября 2016 г.

Коба Джаурия

Картины Айвазовского «Морской вид», которая 11 лет назад была похищена из Одесского художественного музея, а затем якобы была найдена, похоже, просто нет в фондах учреждения! Полотно украли в 2005 году, а в 2006 году пресс-служба Министерства внутренних дел сообщила, что его нашли и вернули в музей. Это подтвердила и дирекция последнего.  Вот только с тех пор общественность картину не видела. 

В экспозиции она не появилась, а лежит, по словам музейщиков, в запасниках, куда посторонних не пускают. В сети изображения работы нет, как нет его во всевозможных каталогах, чьи составители, судя по всему, даже не подозревают о существовании такой работы великого мариниста.

 eiqkiqkkiktkmp

Единственная доступная репродукция "Морского вида" - в базе розыска МВД

Более того, репродукция этого «Морского вида» отсутствует в альбоме «Іван Костянтинович Айвазовський в колекції Одеського художнього музею. До 195-річчя з дня народження», изданном самим ОХМ в 2012-м году. Очень странный, кстати, альбом. Казалось бы, в коллекции лишь 28 (или 29 – об этом позже) работ Айвазовского, в чем проблема опубликовать их репродукции? Или хотя бы список привести? Но нет, в издании всего 23 иллюстрации, включая маленькие в тексте и две на обложке. «Забыли» составители и о перечне.

Картина упоминается лишь в собственных каталогах музея за 1965 и 1997 годы. Из них мы узнаем, что «Морской вид» художник написал в 1865 году. Полотно, масло. Размеры – 30 на 39 см. Справа внизу подпись автора и год создания. Вверху на подрамнике полустертая надпись на итальянском «della porte. Aivasov… alle Societa 1865».

И все…

Как же так? Картины Айвазовского считаются национальным и общечеловеческим достоянием, ими интересуется огромное количество людей как в нашей стране, так и за рубежом. При этом в одесском музее хранится неизвестное даже искусствоведам полотно мастера, но любоваться им могут только единицы. Если могут, конечно.

«Думская» заинтересовалась судьбой картины. И с удивлением обнаружила, что работа мариниста до сих пор находится в розыске! Ее описание с пометкой «похищено» присутствует в общедоступной базе МВД Украины.

«На картині зображено бурне море, два парусника, темне небо, на воді напроти сонця — оранжеві бліки», — говорится там.

Также в базе есть очень плохое черно-белое изображение шедевра. На данный момент это единственная репродукция в открытых источниках. Само собой, у нас возникли некоторые подозрения по поводу того, а «был ли мальчик»? В смысле, не соврали ли в 2006 году музейщики и милиционеры по поводу обнаружения картины?

Еще один фактик в копилку. В 2007-м году ученый секретарь худмузея Наталья Полищук и заведующая одним из отделов Лариса Колесниченко опубликовали в альманахе Всемирного клуба одесситов «Дерибасовская-Ришельевская» статью «Айвазовский и Одесса». В ней есть сведения о количестве работ мариниста в коллекции музея: «Сегодня в собрании Одесского художественного музея находится 26 произведений живописи и 3 — графики И.К. Айвазовского». Всего получается 29. Столько же работ числится в каталоге ОХМ (точнее в двух каталогах – живописи и графики) за 1997-й год. Однако в альбоме, изданном к 195-летию творца, та же Колесниченко пишет о 28-ми картинах! Куда делась еще одна?

ОТКРОВЕНИЯ АНТИКВАРА

История похищения и обнаружения «Морского вида» сама по себе запутана и вызывает много вопросов. По данным следствия, в ночь на 21 июня 2005 года картину выкрала из зарешеченного окна первого этажа галереи парочка влюбленных, харьковский коллекционер и антиквар Вадим Гужва и его возлюбленная, врач Н. Накануне они побывали в музее и заранее облюбовали вожделенный объект.

На следующий день нашлась лишь рама – ее уже без полотна обнаружил на Приморской улице матрос Игорь Соболев. Оперативники довольно быстро вышли на следы похитителей – они вели в Крым.

Как рассказывает тогдашний начальник отдела особо тяжких преступлений одесского уголовного розыска Алексей Допира, воры украли картину из-за ее небольших размеров.

«Полотно вписалось в проем решетки, преступники сняли ее со стены музея при помощи крюка — вроде тех, которыми снимают одежду с верхних вешалок в магазинах. Затем они вывезли картину в Крым. Там они неоднократно выходили на посредников – антикваров — и пытались ее продать. При этом воры показывали антикварам не саму картину, а фотографию (ту самую, которая в базе МВД, — Ред.). Мы вышли на посредников, установили наблюдение и готовились уже задержать преступников. Однако в самый последний момент они почуяли опасность и не пришли на встречу. А затем и вовсе пропали. Картина до сих пор не найдена, это правда. Если бы ее нашли, то обязательно бы сняли из розыскного реестра в базе МВД», — утверждает бывший сотрудник угрозыска.

Об обнаружении полотна сообщили милиционеры Кировоградского областного управления МВД. По их словам, 23 января 2006 года на автодороге Сумы-Полтава-Александрия, у села Павлыш Онуфриевского района, они остановили автомобиль «Опель-Астра», которым управлял Вадим Гужва. Осматривая машину, сотрудники вытащили из-под сиденья свернутый в рулон «Морской вид».

Один из авторов этого материала еще в 2006 году пообщался с задержанным по подозрению в краже картин антикваром (ему вменяли в вину также похищение работы Василия Поленова «Монастырь над рекой» из севастопольского музея).

«Вся эта история – подстава ментов. Тогдашний начальник Кировоградского УБОП К. крышевал музейных воров и перепродавал краденые картины через посредников в частные коллекции. Однажды он вышел на меня и предложил купить несколько картин. Но я сразу понял, что картины ворованные и отказался. Кроме того, у меня были большие подозрения по поводу подлинности картин. На свою беду я сказал при милиционере, что, мол, дело нечисто и надо бы посмотреть все эти полотна по розыскной базе.

Видимо, начальник УБОПа не на шутку перепугался – уже на следующий день меня остановили на дороге и «нашли» в машине какие-то ворованные картины. Интересно, что в момент обыска меня отвели в сторону от автомобиля. А якобы найденные картины никто мне не показывал. Уже потом, в следственном изоляторе, я узнал, что якобы «Морской вид» был возвращен в Одесский художественный музей. Я очень сомневаюсь, что это настоящий Айвазовский – тот, кто меня подставил, скорее всего, подменил картину», — рассказал Вадим Гужва.

Кстати, у него есть алиби, которое так и не проверило следствие: в момент кражи Айвазовского Вадим и Н. находились в Евпатории, на отдыхе с детьми, что могут подтвердить тренер по теннису, квартирная хозяйка, общие знакомые — сотрудники санатория, куда влюбленные ходили делать зарядку и договариваться о проведении лечебных процедур.

Просидев несколько лет в следственном изоляторе, Гужва вышел на свободу под подписку о невыезде, после чего сразу же скрылся (ни грамма доверия к правосудию у него не осталось, а может, действительно, вором был он). В 2008-м году Малиновский райсуд Одессы вернул дело о краже картин на дорасследование, и оно сгинуло в недрах милицейских архивов. В розыске Вадим Гужва не числится. В отличие от картины.

Мы обратились в музей за разъяснениями. Директор учреждения Виталий Абрамов наотрез отказался показать картину, а по поводу ее подлинности заявил неопределенно: «Я не буду комментировать всю эту историю. Когда ее похищали, я директором музея не был. На судах по этому делу тоже не был. Главой музея была тогда Наталья Полищук. Вот у нее и спрашивайте. Но я ей приказывать не стану, это ее личное дело, говорить с вами или нет».

«Это бред, что картины нет в музее, — заявила «Думской» Полищук. — Картина есть. Но она в хранилище. И вообще, почему я должна с вами говорить?»

Мы понимаем, что затронутая нами тема неприятна работникам музея. Однако их реакция на вполне закономерные и обоснованные вопросы (картина в базе розыска есть? Есть! А почему?), мягко говоря, выглядит не совсем адекватной. Все подозрения можно было бы развеять за каких-то полчаса, просто предъявив произведение искусства и пару документов. Например, акт приема-передачи объекта культурного наследия и результаты искусствоведческой экспертизы – копия наверняка должна оставаться в музее. Кстати, а она вообще проводилась? В материалах судебного производства об экспертизе нет ни слова. Указывается лишь оценочная стоимость полотна — 1750000 гривен, или 350 тысяч долларов США. Но это со слов директора ОХМ.

ВЕРСИИ

Побившись головой о закрытые двери музея, мы выдвинули шесть гипотез, которые могли бы объяснить все перечисленные странности.

Первая: никто ничего не находил, и «Морской вид» сейчас украшает стенку какого-то богатого ценителя. Победный рапорт полиции был ложью, которую поддержали работники музея.

Вторая: какую-то картину, подходящую под описание, действительно, нашли, но это был не оригинальный Айвазовский, а копия. Милиция, не разобравшись и не проведя экспертизы, поспешила доложить об успехе. В свою очередь, музейщики, когда получили на руки находку, решили не подставлять правоохранителей. Ну а потом уже было неудобно признаваться. Эта гипотеза ближе всего к рассказу Гужвы.

Третья: нашли оригинал, однако в ходе следствия нечистые на руку правоохранители (или еще кто-то, кто имел доступ к вещдоку) подменили полотно на копию. Музейщикам пригрозили, что если заикнутся о подлоге, у них будут проблемы. С тех пор те молчат.

Четвертая: в музейном зале висел не настоящий Айвазовский, а подделка. Вскрылось это только после экспертизы, поэтому картину быстро убрали в запасники, чтобы правоохранители не начали интересоваться судьбой оригинала. А подмена произошла задолго до кражи.

Пятая: это вообще не Айвазовский, а чье-то творчество в его стиле, что установила экспертиза. Музейщики не хотят в этом признаваться, поэтому и спрятали полотно от греха подальше. А вдруг заезжий специалист увидит?

Ну и шестая версия – картина настолько ценная, что показывать «Морской вид» никому нельзя. А вдруг опять сопрут? Полотно хранится в специальном бункере под круглосуточной охраной, и доступ к нему имеет лишь директор и президент Украины.

Установить истину может только инвентаризация фондов Одесского художественного музея и повторная экспертиза (или первая) картины. Если, конечно, она там есть.

Надо сказать, в Одессе уже много лет циркулируют слухи, что очень многое из культурного наследия, которое числится за нашими музеями, физически в них отсутствует. Первая волна хищений пришлась на послереволюционный период, когда большевики продавали музейные ценности за небольшие суммы заграничным коллекционерам. Часть проданного заменяли копиями. Второй период, когда из музеев изымались ценности – начало 1990-х годов. Если сравнить каталоги одесских музеев советской поры с тем, что есть в реальности в экспозициях и запасниках, можно убедиться, что некоторых артефактов просто…нет.

Но увы, проверить это практически невозможно: музейщики очень редко допускают посторонних в свои сокровищницы. И у них всегда есть железный аргумент – «специфика хранения». «Предмет находится в таком состоянии, что его нельзя даже на свет доставать. И передвигать нельзя. Рассыплется. Короче, пусть лежит, где лежит», — говорят они. И поди проверь, правда это или откровенная ложь.

Надеемся, что в случае с «Морским видом» порочная практика будет нарушена. В конце концов, тысячи любителей творчества Ивана Константиновича жаждут увидеть эту работу. Не оригинал — так копию, не копию — так репродукцию. Хоть что-то покажите!

Авторы – Олег Константинов и Александр Сибирцев, ДУМСКАЯ


 

2007-й год. Сотрудники музея пишут о 29 работах Айвазовского в собрании ОХМ

2007-й год. Сотрудники музея пишут о 29 работах Айвазовского в собрании ОХМ

2012-й. Работ уже 28. Автор тот жеeiqkiqkkiktkmp />

cripo


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Журналисты разбирались, что происходит с резервацией бывших и нынешних охранников Путина рядом с его резиденцией в Новгородской области.…
Открытие МФО "Займер" собственного коллекторского агентства заставляет пристальнее посмотреть на предпринимателя Сергея Седова, который подн…
Под руководством Андрея Белоусова аппаратом Минобороны стал управлять Олег Савельев. Военного опыта он не имеет, но в последние пять лет отв…
Должнику по налогам передан контракт почти на 58 млрд рублей. В сделке зашиты интересы госкорпорации Ростех и главы КАМАЗа Сергея Когогина.…
Уголовное дело Андрея Воронова может привести силовиков прямиком в кабинет главы ЯНАО Дмитрия Артюхова.…
На протяжении всего времени существования МФЦ г. Москвы было закрыто от ненужного внимания журналистов, контрольных служб и ведомств.…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте