Как экс-глава Telia Ларс Нуберг сотрудничал с дочерью экс-президента Узбекистана Гульнарой Каримовой

Как экс-глава Telia Ларс Нуберг сотрудничал с дочерью экс-президента Узбекистана Гульнарой Каримовой

Как экс-глава Telia Ларс Нуберг сотрудничал с дочерью экс-президента Узбекистана Гульнарой Каримовой

27 сентября 2017 г.

Олег Крапивин

Бывший президент компании Telia Ларс Нуберг, как и еще целый ряд экс-топ-менеджеров шведской телекоммуникационной компании, официально обвинен в даче взятки дочери бывшего президента Узбекистана Гульнаре Каримовой. 

 Причем прокуратура Швеции дождалась, пока Telia признает вину в коррупционных деяниях в США, и согласится на уплату 965 миллионов долларов штрафа, а уж потом решилась выйти на авансцену.

Зато теперь у компании еще и в Швеции изымут прибыль, которая была незаконно, через коррупционные схемы, получена в Узбекистане. Выгодные позиции на узбекском рынке телекоммуникаций для мобильного оператора Coscom шведы, как уверена прокуратура, оплатили взятками, выплаченными «узбекской принцессе» – дочери бывшего главы государства Гульнаре Каримовой. Предварительно озвученная сумма, которую получила Гульнара Каримова от компании TeliaSonera (так раньше называлась Telia) – 331 миллион долларов.

Коррупционная связь со структурами Гульнары Каримовой может стоить репутации как минимум трем топ-менеджерам TeliaSonera: бывшему президенту Ларсу Нубергу (он руководил компанией в период 2007-2013 гг.), бывшему вице-президенту по евразийскому макрорегиону Теро Кивисаари, а также еще одному руководителю высшего звена, чье имя пока что не называется.

Переговоры о выходе на узбекский рынок телекоммуникаций TeliaSonera начала примерно 10 лет назад, когда компанией руководил еще Андрес Игел. Его имя, однако, в расследовании не фигурирует: как поясняет прокуратура, Теро Кивисаари не посвящал тогдашнего главу компании в подробности переговоров, которые он вел в Узбекистане, и даже не сообщил, с кем именно эти переговоры ведутся. При обсуждении на совете директоров вопроса о приобретении Coscom и последующем привлечении узбекского партнера, Кивисаари не стал сообщать руководству, что за сделкой с узбекской стороны стоит Гульнара Каримова, и на каких условиях она участвует в деле. На то, чтобы доказать, кто конечным бенефициаром сделки с TeliaSonera стала именно дочь президента, следствию потребовалось около пяти лет. Помогли некие документы, переданные из Швейцарии.

Лейф Густафсон – адвокат, представляющий интересы бывшего вице-президента по макрорегиону «Евразия» Теро Кивисаари, заявляет, что его клиент в коррупционной деятельности не виновен, и ничего противозаконного не совершал. А даже если какие-то деньги госпоже Каримовой и передавались, то взяткой их считать нет оснований: никаких госдолжностей она не занимала. Ну и что, что президентская дочь... Прокурор Гуннар Стетлер, который ведет расследование, эти заявления воспринимает иронично: по его словам, к диктаторским режимам, каким был режим Ислама Каримова, такие рассуждения неприменимы.

Представители Telia подчеркивают также, что некрасивая история с «благодарностью» Каримовой – это дела давно минувших дней. Компания, де, прошла с тех пор долгий путь, сделала выводы и сейчас работает, исповедуя совершенно иные принципы. Впрочем, вину свою в даче взяток Гульнаре Каримовой они не отрицают. Telia признала это перед властями США и Нидерландов, которые проводили соответствующее совместное расследование. Наказанием станет почти миллиардный (965 миллионов долларов) штраф. Больше половины из них (548 миллионов) получат Нидерланды и Министерство юстиции США, остальные деньги поступят на счет Американской комиссии по ценным бумагам в качестве компенсации незаконно полученной прибыли. Комиссия, в свою очередь, обещает около половины полученных денег перенаправить властям Швеции, также в счет покрытия ущерба.

История коррупционных взаимоотношений шведского оператора связи и влиятельной узбекской дамы изложена в заявлениях о признании вины, которые Telia и Coscom передали в суд Манхэттена. Ее же подробно пересказывает CNews.ru, в чьем распоряжении, по утверждению редакции, находятся соответствующие документы.

После выхода в 2007 года на рынок Узбекистана (после покупки местного оператора Coscom), TeliaSonera подыскала себе партнера, гибралтарский офшор Takilant. Его владелицей была Гаянэ Авакян – известный модельер и подруга Гульнары Каримовой. Основным конкурентом TeliaSonera тогда была группа Vimpelcom, и с ней Takilant тоже сотрудничал.

Первым делом шведы выкупили у Takilant частоты диапазона 3G и номерную емкость для работы в Узбекистане. Обошлось это в 80 миллионов долларов. Параллельно с этим Takilant купила у TeliaSonera 26% акций голландской офшорной компании TeliaSonera Uzbek Holding – через нее шведская компания владела Coscom – а затем партнеры утвердили так называемый put-опцион на обратную продажу этого пакета, рассказывает CNews.

Обратные продажи пошли с 2010-го, когда TeliaSonera приобрела за 220 миллионов долларов 20% «голландских» акций. Оставшиеся 6% договорились выкупить чуть позже за 75 миллионов. Таким образом, Takilant получал в 10 раз больше вложенного: долю в Coscom, которая была куплена за 30 миллионов долларов, Telia выкупала за 295.

В том же 2010 году TeliaSonera, вопреки узбекскому законодательству, запрещавшему куплю-продажу частот, купила у Takilant пакет 4G-частот, заплатив 70 миллионов долларов. Причем как позже выяснилось на суде, частоты эти Takilant даже не принадлежали, ими владела тогда родственная МТС «Уздунробита». Почему-то она решила уступить их Coscom, которая фактически была конкурентом. Может быть, объяснение заключается в том, что руководил компанией «Уздунробита» Бекзод Ахмедов, которого называли правой рукой Гульнары Каримовой. Согласно электронной переписке с топ-менеджерами TeliaSonera, продажу частот господин Ахмедов предложил оформить как отказ от реализации опциона на приобретение частот у «Уздунробита». Никакого опциона, похоже, при этом не было.

На непростое партнерство TeliaSonera и Гульнары Каримовой шведские СМИ намекнули впервые в 2012-м, когда на ТВ показали документальный фильм-расследование. Поднялся скандал, но даже на его фоне, как свидетельствуют е-мейлы, TeliaSonera все еще порывалась выплатить Каримовой 20 миллионов долларов. Просто не через Takilant, а обходным путем.

Замять скандал не удалось, дело закончилось отставками Ларса Нуберга и Теро Кивисаари, позже – судом. А осенью 2015 года TeliaSonera решила избавиться от всех своих «евразийских» активов, в том числе – или в первую очередь – в Узбекистане. Но остановить волну скандалов уже не получилось.

versia.ru


Теги статьи:
Распечатать Послать другу
comments powered by Disqus
Покупка СК «Орион плюс» башкирской компанией «Стройблоктехнология» является сюжетом со многими переменными, в которых могут быть задействова…
Юрий Борисов объявил о создании к 2033 году российской орбитальной станции и представил график работ, под которые еще в марте было выделено …
Облапошил бюджет, раскаялся и снова иди рули бюджетными деньгами?
В 2017 году нидерландский предприниматель Йоррит Фаассен, бывший зять Владимира Путина ударил полицейского по голове, когда тот пытался кого…
Находящийся в розыске бизнесмен Борис Ушерович из-за границы наладил схему по поставке в обход санкций в Россию телекоммуникационного оборуд…
Неужели весь проект по строительству 11 терминалов от «Логопера» может оказаться аферой, а хозяин компании Александр Кахидзе мог водить связ…
loading...
Загрузка...
loading...
Загрузка...
Все статьи
Последние комментарии
Наши опросы
Как вы считаете, санкции влияют на обычных граждан России больше, чем на политическую элиту?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте